Атырау-Уральск-Казань-Москва

20.09.03

Быт казахского аула - Замечательная трасса Атырау-Уральск - "Арабские террористы" - Пляж посреди степи - Казаки - Ночные скачки - "Фейс-лифтинг" Уральска - Как нам обустроить Северный Казахстан?

 

Очередной ночлег в казахском доме - на этот раз чисто казахском. Поражает полное отсутствие мебели - одни карпешки (местное название ковров-циновок) и телевизор в углу. Завтракает семья в сенях. Впервые в жизни попробовал казахский чай с молоком.

 

Сразу за порогом дома - степь. Обширный двор с парой сараев, окружен забором, за пределами которого пасется скот и стоит туалет. На горизонте еще пяток подобных "усадьб". Вот и весь аул.

 

После завтрака (любой прием пищи тут называется "идем пить чай") Ямур вывез обратно на трассу. Ловим ГАЗик до Махамбета - после этого поселка в 70 км от Атырау заканчивается хороший асфальт. Дальше - дорожные работы. Итальянцы строят современное шоссе, которое, наконец, нормально свяжет север Западного Казхстана с югом. Пока же по разбитому асфальту ездить невозможно в принципе, редкие машины пылят по степи.

 

Дорога на Уральск идет по обоим берегам реки Урал. Дорога по левому берегу, говорят, совсем пустая, по правому же ходят редкие фуры, ездят грузовики, развозящие щебень по местам строительства трассы и снуют многочисленные легковушки с иностранными номерами - итальянские инженеры инспектируют строительство.

 

Долго стояли у придорожной чайханы, наблюдая за итальянскими грузовиками, возящими щебень туда и обратно пока, наконец, не поймали "девятку" до Ингремы - небольшого поселка со стратегическим мостом через Урал. В машине сидело трое казахов, разыгрывающих из себя арабских террористов ("Граната хочешь?" - "Спасибо, я не голоден" - "Да нет, другую граната. Со взрывом"). Однако вместо того, чтобы похитить, "террористы" накормили нас в ближайшей чайхане - мекке дальнобойщиков и перегонщиков иномарок в Казахстан . На прощание казахи уговаривали Элю остаться с ними: "У нэго (это про меня - в данной поездке, как и всегда в восточных странах, я выдавал напарницу за собственную супругу) ныщэнская стыпэндия, а у мэня каровы, вэрблюды…".

 

На перекрестке грунтовых дорог простояли всего 15 минут, уворачиваясь от пылевых облаков, поднимаемых строительными машинами. Но и этих минут хватило, чтобы волосы перестали расчесываться, а на зубах еще долго хрустел песок.

Легковушка провезла еще 10 км, после чего два с половиной часа мы загорали близь одинокой чайханы. За это время прошло пять машин. И лишь одна была пустая (т.е. не по три человека в кабине) - грузовик с саратовскими номерами. То что эта сволочь нас не взяла, только на его совести. При таком потоке и законы другие. Каждый водитель обратит на тебя внимание, знаками посетует, если не может взять с собой и обязательно возьмет, если сможет.

 

Впрочем, мы не унывали, наслаждались теплом казахской степи и загорая на разложенных пенках. В одном из многочисленных карманов своего разгруз-жилета я нашел затерянные 100 тенге, коими мы и отметили свое пребывание в данной точке Земного шара. Купили баллон кока-колы и печенье. Последний раз я пил кока-колу в оренбургском "Макдональдсе". Господи, благослови Америку и город Атланту в частности за то, что она дает нам этот напиток.

 

Все кончается, кончилось и наше лежание в степи. Мы садимся в УАЗик к казачьей чете из Уральска. Пока ехали вместе с ними 250 км, они нам доказали, что казаки - народ независимый и за словом в карман не лезет. Последовательно они "опустили" узбеков, казахов, иностранцев, коммунистов и лично товарища Чапаева. До кучи досталась даже тезкам, донским и кубанским казакам. Зато заслушаться можно их воспеванием родных мест - природа, рыбалка, ягоды - рай на Земле.

 

Как нам объяснили, трассы вдоль реки Урал носят названия "самарской" (та, по которой мы едем) и "бухарской" (на другом берегу). Бухарская трасса от Атырау до Ингрема совсем разбита, а вот от Ингрема до Уральска накатана хорошая грунтовка, так что местные ездят, в основном, там.

 

Наша езда напоминает скачку на лошади по прерии, особенно по ощущениям. С темнотой она стала еще колоритнее, особенно когда в качестве саундтрека поставили нашу кассету с "ДДТ".

 

Выйдя из машины на короткой остановке, я понял смысл фразы "звездный купол". Млечный путь, как радуга, протянулся от края до края. Незабываемое зрелище.

 

Мы уже давно потеряли из виду вздыбленный асфальт бывшего шоссе и плутаем среди переплетения грунтовок. Но плутаем уверенно. Как тут водитель ориентируется, для меня загадка. Дорогу постоянно перебегает местная живность от тушканчиков до зайцев. Причем последние делают это исключительно в колонну по двое и по трое, норовя окончить свою жизнь под колесами.

В полпервого ночи достигаем Уральска. Город оказался для меня сюрпризом. Я ожидал очередного ржавого индустриального трупа типа Актюбинска, а получил шикарный центральный проспект с отреставрированными фасадами старых купеческих домов, стеклянными зданиями театра и банков с подсветкой (причем с хорошей подсветкой - а житель Москвы в таких вещах разбирается). Город увит рекламой, неоном, гирлянды ламп разметаны по деревьям.

 

И притом город не празднует юбилей. Просто, как говорят местные жители, пару лет назад решили нефтяные деньги вложить в фейс-лифтинг. А дальше на сцену вышел прожект Назарбаева под названием "Уральск - столица Евразии". Якобы здесь должна быть столица русско-казахского сотрудничества. Правда, скорее всего, подобный прожект лишь домысли местных жителей. Когда спустя полгода я был с научно-исследовательской экспедицией в Астане, официальные лица информацию о возможном будущем Уральска не подтвердили.

 

Хотя мифическая идея центра российско-казахстанского сотрудничества не лишена политического смысла. Уральск (известный в истории более как Яицкая слобода) - город старый, помнящий еще Пугачева. Это сложившийся центр казачества и форпост русского освоения казахских степей. И во времена СССР Уральск был чисто русским городом. Подавляющую часть населения Западно-Казахстанской области также составляли русские. По воспоминаниям наших водителей, в советские времена казахские семьи в городе можно было пересчитать по пальцам.

 

И вдруг распад Империи, и Уральск, как впрочем и весь "русский" Северный Казахстан, оказывается за пределами России. И это огромная проблема для независимого Казахстана. Сможет ли такое государство, обладающее огромной слабозаселенной территорией, на которой титульная нация концентрируется на юге, удержать свою северную часть, где живут, в основном, представители соседнего, гораздо более сильного в экономическом и военном плане государства?

 

В 90% случаев из 100 в такой ситуации могучий сосед спокойно отбирал такие земли. Взять, хотя бы, пример Техаса (да он откололся от Мексики как независимое государство, но населяли его американцы, и просуществовал он так долго как независимое государство скорее из-за бюрократических проволочек между северными и южными штатами США, нежели по собственному желанию).

 

В России тоже было масса разговоров о "исторической принадлежности" Северного Казахстана к России (вспомним того же Солженицына и его "Как нам обустроить Россию"). Так что руководству Казахстана срочно необходимо было искать меры для привлечения казахского населения на север страны и более жесткой "привязки" северной части государства. Вторая задача была блестяще решена переносом столицы из южного угла страны в ее центр - в Астану. Это сместило "центр тяжести" Казахстана, а значит и побудило многих казахов перебираться севернее. А это, в свою очередь, способствовало решению первой задачи, которой также помог непрекращающийся отток русского населения из Казахстана. На место уехавших русских (да и немцев, которых тоже было немало на севере) охотно приходили казахи.

 

Так что данная пиар-акция по Уральску, правдива она или нет - хороший способ пригласить в благоустроенный город казахских переселенцев из бедных южных аулов, а заодно и подправить русско-казахский баланс. Пока мы ехали по области, нам неоднократно демонстрировали бывшие русские и казачьи деревни (иногда с богатой историей), которые за последнее десятилетие были покинуты своими исконными обитателями и заселены казахами, разумеется со сменой названия. Вспомним родной аул Мурата близь узбекской границе, в котором богатые и ухоженные дома немцев после их отъезда были моментально заселены казахами. То же самое и здесь.

 

Небольшое политкорректное добавление. Прочитав эти абзацы, не стоит подозревать автора в антиказахском настрое или в том, что он спит и видит как Северный Казахстан (или Абхазия, или Крым) вновь станут "исконной" частью России. Это просто попытка анализа происходящего, где сомнение вызывает разве что факт национальности автора (который автоматически, в глазах многих, приписывает ему предвзятость). Но на то география и наука, чтобы анализировать страну и народ жестко (а порой жестоко), на основе географического положения и исторических фактов.

 

В целом, город Уральск при кратком знакомстве произвел самое благоприятное впечатление. Чем-то он похож на Оренбург, но гораздо более стильный, соответствующий образу "казачьей столицы". В городе 4 церкви, из которых видели золотокупольный новодел кафедрального собора и старую церквушку, с колокольни которой, по преданию, Пугачев сбросил местного попа. Есть в городе и мечеть (сейчас строят еще одну).

И возражение, что город понравился потому, что мы видели только центр, да и то ночью, не работает. За освещенным фасадом скрываются добротные кирпичные девятиэтажки (в регионе видел такие же только в Ташкенте). В общем, надо будет вернуться, рассмотреть поподробнее.

21.09.03

 

Трудности с погодой - Граница казахстанская: можно и нелегально - Граница российская: пешком нельзя - На Самару и Уфу

 

Проснулись в полседьмого от сильного дождя, который решили переждать в палатке. Спали в лесополосе около выездного поста ГАИ, что ведет на самарскую трассу. Сюда нас вывезли наши казаки, отговорив ехать на Бузулук (там, мол, трафика нет). Попытки ночного автостопа быстро были брошены в виду отсутствия автотранспорта.

В восемь утра поднялся ветер и сорвал тент - палатку залило водой, и так она до конца путешествия и осталась мокрой. Собрав промокшие вещи, идем на пустую трассу. Так всегда, сначала относительно безболезненно преодолеваешь сложный участок, а потом зависаешь на, казалось бы, элементарном отрезке.

От хваленого потока на Самару наличествуют только КАМАЗы с щебнем, которые идут на "тут рядом дорожные работы". Вскоре выясняется, что "тут рядом" - это всего в 10 км от границы. Лезем в кабину и едем последние километры по Казахстану под Limp Bizkit. Я, уже успевший наизусть выучить репертуар радио "Шансон", радуюсь как ребенок.

От начала дорожных работ премся (другого слова не подобрать) 5 км пешком по размокшей грунтовке с тонной Казахстана на подошвах. Впрочем, после Атырау мы грязи не боимся. Направление в сторону голубого неба. Там - Россия.

Дождь кончился, но ветер и холод остались. Надели на себя все что можно, и все равно знобит - Родина чувствуется. Отклонив, скрепя сердце, предложение дорожных рабочих попить чая с ними в вагончики (время!), стопим-таки КАМАЗ до границы. "Вас как? Легально или нелегально перевезти?", - спрашивает водитель. Можно и легально.

Казахская сторона проходится без проблем: рассказ о себе, показ университетского подметного письма, рукопожатия, чай и забавный рассказ о французском автостопщике. У него кончился срок российской визы, и наши доблестные органы выпихнули его в Казахстан. Без казахской визы. Кроме того, на дворе была зима, а уроженец берегов Сены имел лишь джинсы и кроссовки. Пролежал он на таможенной печи два дня, пока его с колонной не отправили в Алма-Ату, откуда и депортировали за счет правительства (казахского).

Объятья Родины не столь дружелюбны. Пешком перейти границу не дают, заставляют сесть в стоящий на границе автобус Уральск - Самара (который нас уже обгонял часом раньше). Теряем час, пока проверят все паспорта и вещи. Зато в итоге, к радости всего автобуса, "геологов" берутся подбросить до Б.Черниговки (50 км) - дальше никак, там контролеры.

От означенного наспункта нас сразу же избавляет "Жигули" до Самары. Водитель ездил на рыбалку, но из-за плохой погоды единственный его улов это мы. Распогодилось. В России, оказывается, вовсю бушует золотая осень. Красивая, все-таки, у нас Родина.

Самара встречает голубым мерцанием высотки ж.д. вокзала и широкой Волгой. Но нам некогда, сев в троллейбус №1, доезжаем до выезда на Уфу. Сменив пару машин, добрались до поворота на Сергиевск, где встали по причине темноты.

С ночью пришел холод, на который не рассчитана наша одежда. Палатка мокрая - не поставишь, так что другого выхода как стопить нет. Поток сильный. Много легковушек с уфимскими, челябинскими номерами. Порядком и машин из ХМАО и ЯМАО, но они загруженные товарами под завязку.

В итоге остановился груженый маргарином саратовский КАМАЗ до Уфы. Мы вообще-то хотели ехать до поворота на Бугульму, но, опасаясь слабого ночного трафика на холодной трассе, решили ехать в тепле до Уфы.

22.09.03

Самая медленная в мире фура - Уфа -"нуровиш" - На Набережные Челны - "Спасибо товарищу Шаймиеву…" - В Ижевск

Но не все так просто: во-первых, мы сели в самую медленную машину на трассе (30-40 км/ч), а, во-вторых, она сломалась в уже знакомых нам Бавлах посреди ночи. Причем серьезно - спустились сразу три колеса. Три часа мы с Алексеем (так звали водителя) колдовали над фурой: Алексей лазил под машиной и менял шины, а я ассистировал фонариком. Алексею хорошо - ему жарко от работы, к тому же на нем телогрейка, я же под конец готовился околеть.

Лишь в половине четвертого по самарскому времени мы двинулись снова, но проехали лишь 500 метров. Алексей сказал, что больше не может ехать, и погрузился в сон до семи часов. В итоге лишь в два часа дня мы были в Уфе - рекорд медлительности. С другой стороны, мы вдоволь насладились холмами и оврагами Башкирии, увидели этнический колорит башкирских деревень - и все на небольшой скорости.

Уфа не вызвала положительных эмоций. Город жилых домов, хаотичной застройки - sprawl, одним словом. Правда, много ВУЗов. Над широкой рекой Белой квартал частной застройки - а ведь это почти центр города. Салават, возвышающийся над этими хибарами, живо напомнил тимуров и махамбетов. Культовые памятники тоже не впечатлили: обыкновенная мечеть, да дощатая церковь (там в тот момент гостили мощи Серафима Саровского, но я в Дивеево бывал).

Центр города - ул. Ленина: парочка домов в стиле модерн; дом №2, весь заклеенный табличками типа "здесь жил выдающийся". За мини-парком неудачно попытались скрыться большие и бестолковые, как и весь город, мраморные чушки административных зданий с неудачной панорамой на Салавата и удачной - на реку. Пожалуй, самое красивое здание города - строящийся театр, чем-то напоминающий пагоду.

Чувствуется, что город богатый. Много коттеджей, 2-этажных зданий в помпезных розово-бирюзовых тонах, но все это как-то безвкусно, безыдейно. Город напоминает нувориша, имеющего деньги и показательно их транжирящего, но все равно далеко от того класса, к которому он, благодаря своим деньгам, приблизился.

Впрочем, это впечатления полутора часов прогулки по городу. Катастрофически нет времени: позвонив на кафедру, я узнал, что утром 25-го утром у меня экзамен, к которому я хотел хотя бы полный день подготовки. Скорее в Ижевск.

Сначала легковушка на 50 км, потом пустой автобус до Дюртюлей(чистая деревня с забавной мечетью - минарет торчит прямо из деревенского дома. На горизонте, правда, виднеется квартал каменных многоэтажек, среди которых различим минарет второй мечети, на этот раз кирпичной). Тут мы слегка промахнулись - не заметили, как автобус свернул с трассы и завез в сам город. Поняли ошибку, лишь когда проехали еще 5 км в сторону Набережных Челнов, но уже не по М7, а по локальной дороге, которая возвращалась на М7 километров через двадцать. Надеяться на этом участке, как нам объяснили, стоит только на КАМАЗы из Нефтекамска - им там кузова ставят, после чего гонят обратно в Челны.

Простояли почти до заката на пустом перекрестке посреди бескрайних полей, словно взятом из голливудского фильма. Решили уже возвращаться в Дюртюли, когда пошла ожидаемая колонна КАМАЗов.

Водитель КАМАЗа внимательно слушал наши впечатления от Казахстана, делясь собственным опытом прохождения трасс. Уральск - Актюбинск - тихий ужас, жутко разбитый асфальт, а вот Астана - Алма-Ата - настоящий хайвей. До Астаны от границы с РФ тоже разбитый асфальт, но ездить можно.

В половине десятого вечера прибыли в Челны. Трамвай - основной городской транспорт, чем-то близкий по духу к нашему метро, довез до вокзала. Жаль, что смена милиции была не та, что задержала нас на пути в Узбекистан, пугая ужасами дикой Средней Азии.

Челны, город татарский, где ислам явно почитается больше христианства: мечеть имеет ночную подсветку, а церковь - нет. Около вокзала - плакат, изображающий Шаймиева в каком-то аналоге гимнастерке с девочкой на руках. Девочка держит цветы. Подпись - "верю в процветание Татарстана". Я не понял, копирование плаката "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство" означает, что культ личности президента Татарстана уже более не скрывается, или это тут такое чувство юмора своеобразное? Будь это предвыборное время, я бы решил, что это анти-реклама. Но это (фактическое эксплуатирование образа Сталина) - реклама, рассчитанная на положительный отклик. Отличный повод задуматься, что же все-таки происходит с нашим менталитетом.

Денег осталось много, а желания стопить в ночь - никакого, поэтому купили плацкартные билеты до Ижевска (128 руб.) и много разной еды, потреблением которой и отпраздновали удачное завершение среднеазиатской поездки. Заснули, как только коснулись полки поезда Адлер-Ижевск.

23.09.03

И вот мы снова в Ижевске. Психологически путешествие уже закончилось. Эля забрала свой паспорт, и нам остался "последний бросок" на запад. С ним-то и возникли проблемы. Они всегда возникают при автостопе, если ты куда-нибудь торопишься.

Во многом нас подвела наша неторопливость - за пределы города выбрались лишь в три часа дня по Москве в полной уверенности, что часа через четыре будем в Казане, откуда и уедем ночным поездом на Москву(почему мы не уехали поездом Ижевск - Москва? Хороший вопрос). Первую половину пути до Казани преодолели по графику, а вот на повороте в Елабугу встали намертво. На глазах темнело, и мы пошли по трассе до ближайшей освещенной точки, которой оказалась АЗС (больше часа ходьбы). Там простояли три часа, попеременно дежуря на трассе (второй человек грелся в кафетерии). Холод был собачий. Наконец, транзитная "девятка" берет до Казани. И ломается через 5 километров. Водитель начинает долгий ремонт...

24.09.03

Лишь в три часа ночи нас высаживают на повороте в Казань, а ведь до города еще 15 км… В общем, мерзко это стоять на холодной трассе.

В 4 утра ровно прибыли на ж.д. вокзал в Казани. Ближайший поезд в Москву уходит в 15:30, все утренние отменены. В багажный поезд не вписались, пришлось лезть вместе с рыбаками на первую электричку до Свияжска. Хотели выйти в Зеленодольске, но проспали и проснулись на конечной. По выходу из здания вокзала увидели пригородный автобус до Чебоксар - и в восемь утра стояли на объездной столице Чувашии.

Ну все, думали, вот теперь поедем со свистом, но не тут-то было. Проехав километров 20, снова встали на несколько часов. Для ускорения разделились: Эля почти сразу уехала, а я еще час шел и ехал по паре километров на локалах в поисках хорошей позиции, пока не застопил УАЗ до Нижнего.

Чего я не могу терпеть из музыки (помимо попсы и блатняка - думаю понятно почему), так это всяческих бардов типа Визбора. Почему - не знаю. Так вот, всю дорогу до Нижнего водитель слушал этого самого Визбора. И мне даже понравилось. Даже не то, чтобы понравилось, а скорее проняло. Домой там захотелось, к семье, близким. Неужели путешествия делают меняя сентиментальным? Так, надо не забыть, по приезду три раза подряд прослушать весь репертуар ВИА Rammstein, чтобы изгнать из головы все эти "пироги с вишней".

По приезду на родину старины Пешкова, на всякий случай заглянул на ж.д. вокзал, нет ли там Эли (оказалось, что разминулись совсем чуть-чуть) и задумался. Время шесть вечера. Автостопом, конечно, доеду до начала экзамена (завтра в 10:00), но хотелось бы и поспать. А вдруг опять зависну на трассе и буду в Москве глубокой ночью, а то и всю ночь простою (подобные случаи, благо, история знает)? Нет уж, лучше приеду в Москву первым поездом.

И тут подходит зазывала на "маршрутку до Москвы". Это, конечно, не маршрутка, а транзитная "Газель", водитель которой заодно и берет внутрь пассажиров, но мне-то что. Стоит 250 руб., но у меня нет русских денег. Достаю 7 долларов - водитель согласен. Из Нижнего выбираемся какими-то непонятными огородами, видимо в обход постов ГАИ, да и по трассе едем не то, чтобы неторопливо, но с длинными остановками на "покушать". Но мне уже все равно - готовиться к экзамену я буду завтра утром, а сейчас я сплю.

Потом цепляли почтовый, потом проезжали Уфу,
И я ушел, отключился, а поезд вкатился в Москву.
Я посмотрел на свой город, и город был новый, живой,
И кто-то тихо сказал: "Получилось. А ты смотри, получилось.
Ну что, с возвращеньем домой, туркестанский беглец,
С возвращеньем домой".

Сергей Калугин "Туркестанский экспресс".

25.09.03

 

В час ночи, т.е. за девять часов до начала экзамена, я был на МКАДе, а спустя еще 30 минут дома.

На следующее утро в течение часа коллега по аспирантуре Таня Ачкасова натаскивала меня на билеты. Мозг, проветренный ветрами наших и бывших наших просторов, работал ясно, так что за час я вспомнил, чему нас учили последние шесть лет (это не значит, что мало учили, это значит - учили хорошо).

 

Экзамен был сдан и я стал аспирантом, в подтверждении чего даже получил через месяца полтора аспирантский билет. А на следующий день после этого события улетел в Дамаск исследовать Сирию и Иорданию. Но это уже совсем другая история.

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.020691871643066 сек.