На главную Статьи Автостоп Мифология автостопа
Мифология автостопа

Опубликовано у А.Кротов, "Сборник АВП №3, 2005", Москва, 2005, стр.78-82

 

Написано под впечатлением известной статьи "Шанин - миф или реальность?". Я попытался представить, что будут писать про автостоп лет через 100-200, и во что может развиться философия этого занятия. Получилось забавно. Это как бы взгляд из будущего, описание автостопа на момент, скажем, 2100 года.


Основные положения

 

Автостоп представляет собой политеистическую религию с мощным пластом мифологической литературы, с системой молитв, заклинаний и мантр. Несмотря на наличие отдельных национальных культов он все же является мировой религией, посколько в его философии не рассматривается понятие национальности. Иногда называется "желтой религией", по основному, священному цвету, иногда так же известен как " лимонно-желтая религия" - для отличия от буддизма. Литература автостопа не систематизирована, и ее только условно можно разделить на 1) философские трактаты, напоминающие упанишады или араньяки в индуизме, 2) Космогонию - описания мира и его законов, 3) Жития - описания деяний тех или иных святых и богов 3) Художественную литературу, сходную с индийскими пуранами 4) Стихотворные гимны и мантры - в основном принадлежащие Кротову.

 

Пантеон автостопа имеет четко выраженную иерархическую структуру. Основные божества формируют триаду Воров-Кротов-Шанин. Воров является верховным, но несколько абстрактным божеством, влияющим на мир посредством нескольких десятков своих архатов. Кротов и Шанин также имеют архатов второго уровня, а кроме того, присутствует несколько локальных культов, по всей видимости, позднего происхождения. Триада ВКШ и понятие ее единосущности нашло отражение в зачинах молитв ("Во имя Ворова, Кротова и Шанина...").

Мифологическое время автостопа охватывает примерно 30 лет. Оно начинается с того момента, как Воров сотворяет автостоп. Последующие события: появление первых архатов, нисхождение святого духа на Кротова и Шанина, явление Ворова Кротову и Шанину, появление первых культовых центров и собраний, учреждение хаджа на Эльбу. Последний этап - проповедь автостопа по всему миру.

 

Воров

 

Никто не знает когда и как он появился, религиозная традиция предполагает его вечное существование, возможно в виде некой абсолютной субстанции. Возможно, вместе с сотворением мира появилась сама идея автостопа, которая персонифицировалась в образе Ворова. Антропоморфные изображения представляют собой старика с черной бородой.

 

Воров первый стал проповедовать истину и учредил первую общину в районе Васильевского острова города Петербурга, который с тех пор считается священным островом в традиции воровиан. По преданию, в глубокой пещере под островом он впервые двинул колесо учения, поведав основные истины и заповеди. Он объявил о священности желтого цвета, учредил ритуальную одежду для хождения, утвердил каноническую конструкцию рюкзака, а так же заповедал основные жесты и символы новой религии.

 

В эпоху ранних общин существовали поверья в старых богов, или демонов запада, культы которых были постепенно вытеснены воровизмом. Никаких свидетельств о борьбе со старыми богами не сохранилось, но по логике мифа они должны были быть. Отдельные культы старых богов на уровне суеверий существуют до настоящего времени(ранее они оказали некоторое влияние на шанинизм), однако каноническая традиция автостопа не высказыает в их адрес никакого конкретного отношения.

 

Воров совершил первый великий подвиг - первое Великое Хождение Вокруг Планеты, обойдя земной шар против движения солнца. Впоследствии это направление стало сакральным(особенно в кротовизме), и считается, что дух Ворова до сих пор движется вокруг земного шара, являясь причиной его вращения. Воров как бы основал традицию кругосветного хождения, которая несколько формализовалась впоследствии. Например, к хождению было приравнено вообще прохождение дистанции в 40 000 километров.

 

Воров породил группу архатов - вторичных божеств пантеона, которых насчитывается около сотни и каждый имеет свой номер. Некоторые архаты покинули его и в воровианстве именуются падшими архатами. По статусу они приравнены к демонам. Одним из таких является Гуменик.(см. ниже.) Существует так же некоторое количество избранных архатов, например - Шарлаев.

 

Символом Ворова стал круг (символ мироздания, совершенства, идеала) - со стрелкой внутри, указывающей на небо. Круг так же стал символом Хождения Вокруг Планеты и, таким образом, одна из трактовок символа - достижение неба через кругосветное путешествие.

 

Воров не оставил почти никаких письменных источников (за исключением нескольких пуран, где его авторство сомнительно), не оставил поучений, высказываний о космогонии и этике поведения. Он создал только общую концепцию религии и множество отдельных наставлений по организации жизни и Хождения. Эти наставления никогда не записывались, а передавались внутри секты ПЛАС в устной форме. Гипотеза о наличии внутри секты тайнописи или особой иероглифики подтверждений не получила.

 

В конце 20 века сформировалась тайная мистическая школа ПЛАС, почитающая Ворова как первичное и единое божество. ПЛАС имел жесткую иерархию, систему запретов, регламентировал форму одежды и частную жизнь членов секты. Храмовые собрания воровианцев были закрытыми собраниями, посторонние не допускались. Жесткий догматизм и автаритаризм воровианства породил в определенный момент протестные движения, что привело к разрыву часть адептов с ортодоксальным воровианством и формированию гуменикианской общины(см. ниже). Именно Реформация породила Хадж на Эльбу, святость которого отрицается в воровианстве и даже иногда считается нечистым поступком.

 

Кротов .

 

Страж Востока, покровитель путешествующих по Востоку и всех, движущихся на восток. В китайской традиции он известен по первому имени Антон - которое звучит на китайском языке Ань-Дун и переводится как "гармония востока". По всей видимости, русское "Антон" и есть русифицированное китайское "аньдун", ибо не имеет этимологии в русском языке.

 

Истина пришла ему сама таинственным образом, без прямого вмешательства Ворова. Есть мнения, что Воров являлся ему в обличии различных людей или животных(красного ворона). Тут имеет смысл обратить внимание на изредка упоминающееся имя "Минделевич", которое можно связать с индоевропейским корнем men-dh-, "познавать".

 

Священным животным и тотемом Кротова является красный ворон - предположительно, именно в обличьи ворона ему являлся Воров (налицо созвучие: ворон-Воров. Возможно дело в сакральности корня VR). Попытка ересиарха Печенкина реформировать образ ворона и заменить его красной полосой породила первый из эдиктов против ересей(2005).

 

В мифологии играет роль божества войны, часто изображался в иконографии с черной вьющейся бородой, развивающимися волосами и грозным взглядом. Обладает громким голосом. Известен такими подвигами, как Изгнание Нечестивых Торговцев Бананами, сотворение воды в пустыне, Обращение В Бегство эфиопов(миф имеет несколько версий), Изгнание Донецких Язычников из Киева. В культе кротовизма прослеживается связь с тибетскими культами защитника веры.

 

Первая каноническая сутра кротовизма создана самим Кротовым и называется "ПВП". В ней изложены основные догматы веры, мантры, описание праведного образа жизни и отдельные философские концепции. Это основной сборник философских учений, хотя отдельные элементы учения разбросаны по многочисленным космогоническим трактатам.

 

Кроме космогонических трактатов и общефилософских произведений Кротову приписывается авторство многих мантр. Например, знаменитой мантры "Наука победит", или "Вольный путешественник всегда найдет себе пропитание". Одна из первичных мантр кротовизма - "Последовательность событий всегда правильна". Известно также некоторое количество поэм и гимнов, ("Есть город в Африке - Додома..."), которые требуют особых толкований и символических интерпретаций.

 

Культ Кротова породил и несколько радикальных течений, основные признаки которых следующие: обожествление Ворона, запрет на алкоголь, запрет жениться и заводить детей, отрицание священности хаджа на Эльбу, и обязательность малых хаджей. Так же почитается День Воплощения Кротова (21 января) и День Основания Общины(2 сентября).

 

Много споров в кротовизме вызывала практика Священных Грамот - особых бумаг с печатью верховного иерарха, которые должны упрощать человеку Хождение и облегчать жизнь в целом. Обычно Грамота содержала повеление иерарха разрешить предъявителю что-либо запретное. С самого начала многие сомневались в священной силе Грамот. Радикальные сторонники кротовизма создали своего рода почитание грамот, которые у них принято иметь на всякий случай жизни. (Некоторые, например, пользовались такими для перехода через улицу на красный свет.)

 

Культовые памятники. Таких достаточно много. Кроме пагоды на Эльбе, существует Храм Первого Заточения в Батуми (Грузия), Храм Второго Заточения в Адис-Абебе(Эфиопия), небольшая пагода на месте легендарного Изгнания Нечестивых Торговцев, храм Чуда Обретения Воды в Дар-эс-Саламе(Танзания) и многочисленые часовни во многих городах России. В храмы Кротова принято жертвовать гречу.

 

Шанин .

 

О происхождении имени существует нескольков версий. По наиболее убедительной, оно происходит от названия китайской династии Шан-Йин, когда был распространен культ Шан-Ди. После появления европейцев в Китае именем Шан-Ди стали называть христианского Бога и, возможно, оно перешло на Шанина, как на одного из первых европейцев в Китае.

 

В автостопной триаде он является Стражем Запада, покровителем путешествующих в Европу и вообще всех, движущихся на запад. В образе Шанина прослеживается связь с древними хтоническими "западными" божествами, и даже первые свои Хождения он совершил по американскому континенту.

 

Шанин неоднократно подвергался искушениям от демонов дороги. Постоянные искушения и соблазны - характерная черта образа Шанина, сближающая его с христианским образом Святого Антония. Шанин время от времени поддается этим искушениям, после чего снова возвращается на истинный путь. Так, однажды, поддавшись влиянию демонов, он стал продавать божественное откровение за деньги. Тогда ему в молниях и громе явился сам Воров и открыл ему Сокровенную Истину, после чего Шанин выбросил золото в море и поклялся проповедовать истину до конца своих дней.

 

Во время Хождения по Китаю демоны неоднократно чинили ему препятствия - так, однажды они решили помешать ему пройти трассу Куньмин-лаосская граница, и волшебным образом удлиннили ее в пять раз. Однако Шанин одолел весь путь, перешел в Лаос и принес в жертву самое дорогое - куртку и рукавицы.

 

В культовой литературе шанинизма присутствует не только космогония, но и некоторые сведения о истории мира. Некоторые сведения существенно расходятся с общепринятыми, из чего можно сделать вывод, что Шанин был способен перемещаться во времени или же постигать прошлое путем медитаций.

 

Символом шанинизма стал круг с рукой, указующей пальцем на небо - один из вариантов воровистического круга.

 

В иконографии Шанин часто изображен с книгой в руках. Великая Книга - одно из его главных творений. Она учит, как двигаться по миру и описывает отдельные части мира. Книга наделена волшебными свойствами - изданная один раз, она с тех пор продается до бесконечности и ее количество не уменьшается. Существует поверье, что книгу так же нельзя уничтожить физически, ибо она тут же материализуется где-то в другой части мира. Этот элемент автостопной мифологии практически не имеет аналогов в мифологиях других религий.

 

Культовых центров Шанина очень немного. В основном это небольшие часовни в Западной Европе. Традиционно Шанину жертвуют торты. Разрешается жертвовать деньги.

 

Великая Света. В автостопной мифологии не так много женских персонажей и Великая Света является любопытным исключением. Являясь легендарной женой Шанина она, возможно, представляет собой одну из его сущностей. По легенде, Великая Света пятнадцать лет не выходила из дома, занимаясь медитацией, и через медитации ей открылась истина, что говорит о том, что истинная свобода находится внутри человека, а не вне его. Во время Великого Хождения Шанина она занималась проповедью его учения и сбором пожертвований. Скульптурных или графических изображений Великой Светы неизвестно, так что даже примерно невозможно представить себе ее облик.

 

В автостопных общинах Сибири и Дальнего Востока на праздниках в честь Великой Светы принято исполнять ритуальные "танцы плюшевых мишек". Духу Великой Светы, как и Шанину, принято жертвовать торты и деньги.

 

Гуменик. Изначально один из архатов Ворова, впоследствии выступил против ортодоксальности воровизма и совершил Исход, лишившись статуса архата. Проповеди Гуменика породили крупную реформистскую общину гуменикианцев, известную еще как Гильдия. Порвав с догматизмом классического воровизма, гуменикианцы сохранили, тем не менее, основные принцыпы философии и концепцию воровизма, реформировав учение в сторону большей открытости. Община гуменикианцев, отличается упрощенной обрядностью, хотя наследие воровизма сказалось и на ней.

 

В гуменикианстве существует свой слой архатов, как то: Аргентум("серебристый", или "светящийся"), Алекси, и др.

Предположительно, именно Гуменик учредил хадж на Эльбу.

 

Динец. Загадочный персонаж, не вписывающийся в общий пантеон божеств и, по всей видимости, введен в него позже из других религиозных течений. Антропоморфных изображений Динца не найдено, в иконографии обычно изображался в виде змеи. Возможно, это китайский анимистический культ, вошедший в автостоп после его проповеди в Китае. Само имя не имет обнозначного объяснения, но может происходить от китайского глагола din ("жалить, кусать"). В мифологии Динец осуществляет самое первое путешествие по Китаю, по ходу которого раскрываются его сверхестественные способности: он не тонет в воде, его не берут пули и так далее. Он умеет разговаривать на языке животных, иногда спасает их от охотников, что подтверждает версию о том, что это сперва был дух тропического леса.

 

Паагирев. Один из архатов в кротовизме. Культ распространен в северных областях России - в Вологодской, Архангельской и Костромской. В Устюжне культ Паагирева вытеснил культ Деда Мороза и сейчас с ним связаны новогодние праздники и гадания на женихов у девушек. Существует поверье, что если девушке во сне явится Паагирев, то она выйдет замуж в этом году. В Костромской области в честь Пагирева девушки бросают в воду венки из одуванчиков или из любых желтых цветов.

 

Сапунов Один из примеров локальных национальных культов. Культ Сапунова распространен в южных областях России и на Украине. Неизвестно, считался ли он аватарой Кротова или Шанина, или же одним из архатов Кротова. Известен борьбой с ранними языческими автостопными культами, например, неоднократно выступал против поклоненя Лягушке. Существует мнение, что политический кризис на Украине в начале 21 века порожден именно борьбой язычников Донецка с идеологией Сапунова, распространенной в Киеве. Киев победил, поскольку война началась зимой и донецкие жрецы не моги проводить положенные обряды и жертвы на болотах.

 

Булат. Локальный культ, распространенный у татар и удмуртов. Возможно, происходит от тюркского слова bulut, "облако".

__________

 

Эсхатология. В автостопе не существует единой стройной эсхатологической концепции. Воровистическая школа не заостряет учения на этом вопросе, а реформаторский оптимизм Гильдии рисует будущее как идеальный мир со множеством дорог, асфальта, машин и дешевых закусочных. Развитую концепцию эсхатологии создал только кротовизм. Согласно кротовизму, мир изменяется в сторону ухудшения, и отдельные его сущности постепенно сливаются в одну общую сущность, которая поглощает собой все. Многобразие мира будет уничтожено демонами глобализации и демонами Западной Стороны Мира. Это состояние мира наступит скоро, почти сразу вслед за распространением автостопа пов сему миру. Тут проматривается параллель с евангелическим: "И проповедано будет сие Евангелие/.../ по всему свету; и тогда наступит конец."(Матф. 24:14)

 

Демонология автостопа развита слабо. Традиция упоминет лишь отдельных персонажей. Таков, например, Дикий Миша, символ грехов и пороков, изобажаемый в иконографии как правило спящим, что символизирует спящее сознание человека. В Беларусии известен Зелюткин (предположительно происходит от зело лютый), воплощающй почти все возможное человеческое зло. В мифах он похищает хлеб и молоко у старушек, ворует детей, а по поверьям горных племен Южного Китая демон Цзай Лю(Zai Liu) портит посевы и насылает болезни на свиней и коров.

 

Список литературы:

 

Алексеев У. Первые общины воровианцев. По данным археологии. Спб. 2077

Амосов Н., Культ Великой Светы в шанинизме. Челябинск, 2065

Баратов Н., Эзотерика гуменикианства. Спб. 2088

Мамонтов В. Кольскй П. Поклонение лягушке в Донецке и политический кризис начала 21 века на Украине. Белгород, 2099

Салахутдинов В., К вопросу о первых общинах воровианцев в Калмыкии и Дагестане. Автореферат. Самара, 2098

Самосатский П., Кротовизм и суфизм. Москва, 2043

Соколовский А., Проникновение воровизма на Алтай. Барнаул, 2079

Цадлер В., Культ Кротова в России в историко-культурном освещении, в сб. Семиотика культуры, Ростов, 2069

Шаламов Н., О.Бойзин, Автостопная мифология. Москва, 2078

Шалтиэль Д., Вечная Книга Шанина и корни поверья в ее неуничтожимость. Житомир, 2087

Шулов И. Первая Африканская экспедиция в мифологии народов северного Судана. С-ПБ, 2084

Шмурко О. Изображения Сапунова из курганов Приднестровья. К постановке вопроса. Киев, 2099

 

________________

 

Арьян Табризи; Кротовизм в Ширазе. Исфахан, 2055(пер с фарси.)

Брэдли Т. Сакрализация желтого цвета в буддизме и автостопе. Детройт, 2076

Ли Юнь Ван; Культ Динца у народов Индокитая и Полинезии. Гуанчжоу, 2071(пер. с кит.)

Хан Чен Фо, Ли Ши Цунь; Шанинистские общины Тайваня. Тайбэй, 2088(пер. с кит.)

Цуй Ин Кэ; Шан-Йин-джи чуаньшо хэ шилюэ цзы ци муди-ды цзядин (Предания о Шанине и его деяниях, а так же предположения о месте его могилы) Пекин 2066

F. Lizard; The Shanin temples in Poland. Stanford, 2087

Moritz B. Hitchiking paleografie. A collection of hitchhiking texts from the 1996 till the year 2020. Cairo, 2068

Werner E.T.C., A dictionary of chinese mithology, L., 2098

Monse. M. Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien P., 2097

Osagava H. Krotofu-wa tiugoku-ni(Кротов в Китае), Osaka, 2059(на японском языке)

Kumagai О. Sannin ko (Разыскания о Шанине), Tokio, 2087(на японском языке)

Mitarai Masaru, Porofu densetsuno kigen (Происхождение преданий о Ворове), "Sigaku kenkiu kinen ronso"(Хиросимский университет) 1950, №18(на японском языке)

 


Рецензия (автор предпочел остаться в тени)

 

Отзыв на дипломную работу студента Отделения общей жизни Обучалища имени ВКШ "Автостопная мифология".

 

В целом очень неплохая работа, однако существенным минусом является малый ее объем, упущено много заметных мифов и культов, практически не отражены обряды.

 

Неправильно приводить локальные культы Булата и Сапунова, если при этом не упоминать (хотя бы простым перечислением) иные локальные культы, такие, как культ Изи в Вятке, Уралстренджера на Урале, Судакова-Леонтьева-ДерМейстера в Сибири.

 

Автор напрасно увлекся поисками китайских корней в имени Кротова (для Шанина это вполне оправданно). Корни скорее византийские или малоазийские, имя свое культ получил в ходе первых Хождений, Хождение же в Китай было, согласно легендам, одним из поздних Хождений Кротова. Автор не упомянул также культ Великого Кротала, существовавший в Малороссии одновременно с культом Кротова, а затем с ним слившийся, и парадоксальный культ Антона АнтиКротова (Гаврикова) в Сибири, также впоследствии слившийся с культом Кротова. Материал по локальным культам проработан слабо. Например, известно, что культу Сапунова предшествовали более ранние культы Дмитриевского, Фадеенко и Тумаркина, а как автор не заметил культ Луца, уму не постижимо. Ведь культ Луца гораздо более распространен, чем культ Булата, более древний и имеет намного больше поклонников. Луц - один из Великих. Согласно мифам, Луц, происходит от древних демонов запада, однако посещал храмовые собрания воровиан и гуменикиан, активно общался с Кротовым и был обращен. В его честь стоит знаменитая мечеть на берегу Волги. Странно, что автор не заметил этого культа, однако упомянул более поздний и менее распространенный культ Булата.

 

Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие упоминания ересиархов (кроме Печенкина). А ведь пройти мимо еретического учения Санты, по-моему, просто невозможно для настоящего ученого. Ведь у Санты было множество последователей ("Окна"), мантры ("Джа даст нам все"), и даже еретическая библия! Напрасно обойдены вниманием также Великий Фил, Великая Татьяна-Мышь и Великая Татьяна-Крыса (некоторые считают, что это одно и то же лицо, но более современные исследователи доказывают, что это не так: Мышь была архатом Ворова, а Крыса - архатом Шанина (роднит их только то, что обе являются падшими архатами), Мышь проповедовала истину устно, в общине гуменикиан, и изготавливала священную одежду, а Крыса несла учение, распространяя священные книги - за деньги, в соответствии с принципами шанинской общины). Помимо этого необходимо было раскрыть тему певцов автостопных дорог, среди которых особое место занимают тот же Санта, Сева, Дэ и Мухранов. Кстати, согласно мифам, первые автостопные песни написал Воров.

 

Конкретно по мифам. Непонятно, сохранились ли культовые сооружения Ворову. Непонятно, в каком обличье принято изображать Шанина.

 

В целом неплохая работа, рекомендую утвердить.

 

Руководитель дипломной работы Вэкашидзе.

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.018276929855347 сек.