Часть 1
Три дня на Север. Или о попадании в Кеми.

 

Замысел. В Скандинавию меня тянуло разве что в юности, в период увлечения сагами и вообще нордической эстетикой. Потом порыв увлечения прошел и интерес к этой части света утратился, но близость Скандинавии к Петербургу дразнила - и вот в 2005 году я решил съездить туда на майские праздники. Интерес был в основном общественно-политический: хотелось посмотреть на кусочек золотого миллиарда, на европейский капитализм и на современных скандинавов. Быстро нарисовалась симпатичная напарница, однако визу вовремя получить ей не удалось. За пару дней до отъезда надумал объединиться с некой известной в нашей среде Свеклой, имеющей опыт скандинавоедства, но она передумала в последний день, и вот второго мая я остался один, почти без найденных вписок, почти без порыва, но с визой, и ехать надо было по любому. И я решил ехать.

 

Решил так: объеду с севера Ботнический залив, посещу Стокгольм, навещу в Вастеросе знакомого турка, перемещусь в Гетеборг, а там могу успеть в Копенгаген, а могу и не успеть. Обратно в Финляндию проникну на пароме. Дней в 10-15 уложусь.

 

Деньги в поездке решил не тратить, поэтому еду я брал с собой, а именно - килограмм овсянки, полкило пшеничной крупы, чай, кофейные пакетики, сахар, сухое молоко, несколько суповых пакетов и лапши, а так же газовую горелку типа KAVEA. Из снаряжения имелась пена, спальник, тент 2х3 метра и фотоаппарат ЗЕНИТ, который в итоге показал себя с самой лучшей стороны. Имелась хорошая карта Финляндии с частью Швеции. Одежда была выбрана поцивильнее, с учетом европейского восприятия - джинсы, теплая куртка и шляпа.

 

Из информации о регионе имелись только отдельные рассказы Маши Квашонки, Андрея Миронова и Юлии-Свеклы.

 

Всю поездку я старался не впадать в туризм - осмотр объектов - а постараться совершить именно путешествие, в смысле - изучение региона. Это не особенно получилось, но все же поизучать кое-что удалось - в основном, социально-экономическую сторону скандинавской жизни, о чем я отчасти и поведаю.

 

3 мая, вторник. Ваалимаа-Порво-Мансала-Ювяскюля-Аннекоски.

 

В этот день я не спешил. Настроения не было, готовности не ощущалось, так что я собирался все утро не спеша. Только где-то к часу дня я засунул в рюкзак все необходимое и вышел из дому. День был теплый и солнечный. Я вышел на Невский, завернул в Апраксин двор, где приобрел блок сигарет за 140 рублей, спустился в метро, и в 13:45 я уже был в "Озерках", на выборгской трассе.

 

Выезды из городов не самое прятное место, но тут мне неожиданно свезло. Буквально через 5 минут остановился "бычок", следующий прямо в Выборг. Водителя звали Борис, было в нем что-то украинское, например, усы, загнутые к низу. Разговор завязывался вяло, но когда я поинтересовался тарифами на грузоперевозки, контакт неожиданно пошел. Борис рассказал и про бычки, и про форды, и про машины вообще. Общий смысл его слов сводился к тому, что наши машины лучше привозных, во всяком случае, подержанных.

15:00 - миновали поворот на Заходское...

 

-Вот надо кому поставить шаровую опору... Есть по 30, а есть по 200... Конечно, ставят по 30... И потом удивляются, что машина ломается... Через два года эксплуатаци ну не может машина быть хорошей...

 

В четвертом часу встали у леса, где среди деревьев виднелась вода и Борис стал мыть машину для каких-то своих целей.

 

После четырех часов достигли выборгской развязки и я решил эксперимента ради обойти город по объездной. Была надежда поймать прямую фуру до Торфяновки, и движимой этой надеждой, я встал за мостом на развящке. Минут через 15 меня взял желтый грузовик, идущий совсем недалеко. Водитель очень позитивно воспринял идею путешествий и подарил колбасу с хлебом. Хорошая колбаса, причем с сыром. Потом я вышел и остановил легковую, которая в 17:00 ушла влево. Снова простоял некоторое время. Взяла машина, идущая в Лаппенранту. Я вышел на пустынном повороте, долго стоял... Дошел до столба "153" и там стоял еще некоторое время. Обход Выборга затягивался. Смеркалось, как говорят классики. В 17:50 взяла еще машина, и ушла в сторону недалеко от поворота на Торфяновку - пришлось идти вперед ногами. Семь часов, вечереет... Взяли до ближайшего кафе... И только следующая машина привезла в Торфяновку. Вез парень из Архангельска, работающий там на бензоколонке. Говорил, что платят здесь несерьезные деньги(4000 рублей), приходится придумывать всякие авантюры с пограничной торговлей...

 

Выборгская объездная - это была ошибка. Стоило бы пройти Выборг насквозь.

 

В 21:12, сырым темным вечером я оказался у терминала. Полчала по инерции ловил машины, потом решил, что это не дело, и пошел спать. Приезжать в Финляндию в такое время - это терять целый день от визы. Я завернул в кафе, купил себе приличную ручку и три супа в пакетике за 8 рублей - привлекла сама идея сухого борща. Заварил себе чай. Пил, невнимательно смотрел фильм про войну... Тепло и сухость повышает настроение. Все-таки зависим я от погоды, ничего с этим не поделаешь.

 

Свернул в лес, нашел подходящее место у реки и там растянул тент "шалашиком".

 

4 мая, среда.

 

Задача на сегодня была следующая: пересечь границу, сбыть сигареты за 10 евро, и проехать на север соклько возможно.

 

Собравшись, вышел к терминалу и в очередной раз повезло - весьма быстро поймал машину, которая шла непосредственно в Стокгольм через Хельсинки. Водителя звали Михаил, при нем была девушка Лариса, Михаил же был большой спецалист по финноедству, финскому языку и вообще всему финскому. Он очень грамотно загрузил таможенников всякой информацией, так что они шлепнули мне и Ларисе въездные штампы вообще без вопросов.

На нейтральной полосе было закуплено значительное количество алкогольной продукции. В частности, несколько коробок пива. Причем финской "лаппинкульты". Страный выверт экономики - финны производят пиво, продают нам, мы у себя его покупаем, везем финнам и продаем им...

 

По пути Михаил прочитал вводный курс финского языка, объяснив, что язык очень простой, кем-то искусствено придуман в Выборге, придуман так, чтобы все было просто и понятно, поэтому учить его несложно. Есть в языке некоторые сложности, но финны сами их не понимают и данной частью грамматики почти не пользуются.

 

По ходу обсуждения автостопа Михаил вспомнил случаи из своей автостпной биографии и рассказал об интересном чешском городе Крумлов, что на реке Влтаве, на юге Чехии. Кто-то подсказал ему приехать туда, ибо "городов, как Прага, много, а Крумлов такой один на всю Европу".

 

-И вот это город на острове - Влтава делает излучину. Сбоку полукругом замок, а внутри старый город, только старинные здания, новых нет. Вход платный, 100 крон. Я спросил - а как же студенты? А оказалось, что если человек приезжает в город в костюме, то вход ему бесплатен. И по городу полно народу в старинных костюмах. Студенты иногда просто в мешковину одеваются, ходят с кружками, как нищие...

 

Интересно... Любители фольклористики и реконструкции, запомните это место!

 

Я спросил его, как бы мне правильнее разобраться с блоком сигарет, который я планировал тиснуть бабушкам на границе. И Михаил согласился взять его сам, причем не за 10 евро, а даже за 12. По ходу он сказал, что в принципе можно бы и меня пристроить в пароход до Стокгольма, это стоит как раз 12 евро, но это если место есть. И он позвонил куда-то по трубе, спросил про эти места, и их не оказалось. Вот интересно, что это за метод уплыва из Хельсинки за 12 евро?..

 

В два часа дня мы подъехали к Порво и завернули к одному финну сгрузить пиво. Покрутившись по грунтовкам, машина выехала к трем строениям. Тишина. Никого. Вся безлюдность Финляндии отразилась в этом моменте: дом, машина, какие-то детские игрушки, инструменты. И ни одного человека, как будто жители испугались нас и бежали, бросив все. Мы сложили коробки ппива на крыльце, отзвонились на трубу хозяину и уехали.

14:40. Путь лежал через Порво, который шведы называют Борго(Borgå). Мелькнул центр - действительно приятное место со старыми домиками вдоль речки и горкой, где, по словам Михаила, находятся валы укрепления викингского периода. За городом я вышел. Мысль моя состояла в том, чтобы обойти Хельсинки стороной, от Порво сразу на Мансалу и оттуда на Ювяскюлю.

 

И вот, в три часа дня ы расстались, я остался один на финской трассе и приготовился поймать первую в жизни финскую машину. Последний эксперимент двухнедельной давности окончился плачевно - 25-тикилометровым пешим переходом из Котки в Хамину... Стою... Проносятся машины... Внимания на меня мало. Кое-кто показывает, что едет не в туда... Любимый жест в Финляндии, который мне уже снится - отмашку рукой в сторону. Прошел час. И вдруг в 16:00 остановилась машина, причем с женщиной! Фантастика. Финку звали Марйам, она ехала в Асколу, то есть, брала меня всего на 15 километров, но это были великие 15 километров - я понял, что финны в принципе берут.

 

Она сказала, что тоже когда-то автостопствовала. Недалеко. На танцы в соседний город, например. В юности. А у меня все будет хорошо, у нее такое вот ощущение внутреннее.

 

Вышел у поворота на Асколу. Еще 23 километра до Мансалы... Хмуро, серо, вокруг распаханые поля, какие-то заасфальтированные дорожки. Стоял с полчаса и случилось второе чудо - взяла еще одна машина, до Мансалы. В 17:00 я там. Двинулся на выход в сторону Ювяскюли. Сделал крюк меж домами, выискивая кафэшки или библиотеку, где по слухам обитает интернет. Кафешек мало, библиотек вообще не видно. Впереди - 46 километров до Лахти, которые проходить неизвестно как, и тут... И тут остановилась "Шкода", идущая прямо в Ювяскюлю! 210 километров! Даже не верится.

 

Водителя звали Яри. Он был неразговорчив. По автобану мы проскочили Лахти, потом в 18:40 минули коллоссальный мост за Хейнолой. Здесь, в Хейноле, пролегает незримая граница, отделяющая южную Финляндию от центральной. Заметно меньше застройки, больше леса, пропадают боковые трассы, ответвления и повороты, существование мое упрощается. В 19:15 на одной из заправок Яри взял две чашки кофе - на себя и меня. Значит, и так здесь бывает... Так же он купил себе пачку сигарет. Я поинтересовался ценой. Выяснилсь, что обычный синий L&M стоит здесь 3,6 €. Невероятно. Теперь понятна маржа тех, кто принимает блок по 10 на границе...

 

Около восьми вечера я вышел на северной окраине горада Ювяскюля. Жаль, что не выпало шанса пройти его ногами, с другой стороны, это только ускоряет движение. Вечерело. Не был я уверен, что кто-то возьмет, но неожидано остановились две девушки, которые взяли на 35 примерно километров, до поворота на Васу. Это были странные финские девушки, не похожие на финских девушек, с живыми веселыми глазами и вообще очень активные.

 

На повороте я простоял всего около 5 минут - остановилась странная черноволосая пара. Я не решился спросить национальность, но возможно, это такие особенные финны. Они взяли не намного, но провезли за город Аннекоски. Там я вышел в 21:07. Попробовал ловить дальше, но уже темнело. Прошел вперед, обнаружил озеро. По берегу видны лодки и домики, диких участков не заметно. Кое-где в лесу заметны остатки снега. Я перешел перешеек между озерами, сунулся в лес на поиски места для стоянки, но найти совсем глухих зарослей не удалось. В итоге я нашел какой-то ельник и устроился там. Добрел до озера за водой, по дороге встретил симпатичного ежика.

 

Развел среди мшистых камней небольшой незаметный костер, сварил себе пшеничной каши на молоке, организовал чай с вчерашней колбасой...

 

Я не знал, как финны относятся к жгущим костер людям, подозревал всякие ужасы в виде внезапной полиции, но ничего такого не произошло. Потом я понял, что страхи мои излишни, по Финляндии вполне можно жечь костры где угодно, только маскироваться хоть сколько-нибудь.

 

Итог дня: 400 с лишним километров. 12 евро. Удачно пройденный ЮГ. Осознание того, что здесь автостоп существует(а то в апреле я уже усомнился). Осознание принципа - долго стоишь, но потом с шансами далеко едешь.

 

5 мая четверг. Пюхяярви-Оулу-Кеми

 

стоянкаЧасов у меня не было, и утренний холод так же не вызывал желания просыпаться, так что лишь около 10:00 я выполз из-под тента и осмотрелся. Светило солнце. Я набрал в котел снега почище, превратил его воду, сварил овсянки на молоке, потом сделал чай, и стал собираться. Никто так и не заметил меня в ельнике и не пришел с вопросами. Я вышел на дорогу.

 

День был хорош. Чистое небо, солнце, вполне живая трасса... Полчаса я семафорил всем проносящимся мимо машинам. В 11:25 случайно обнаружил, что одна все же остановилась - сильно дальше, на автобусной остановке. Не уверенный, что это мне, я приблизился и выяснилось, что действительно - мне. Это была 20-тилетняя "Тойота", которую вел 70-тилетний старичок Мааса(не уверен, какое именно "а" тут долгое...). Пока я приближался, он вышел из машины и неторопливо набивал табаком трубку. И впоследствии он брал в рот эту трубку при каждом удобном случае. Неторопливый, молчаливый, дымящий трубкой, он был какой-то очень финский. Было в нем что-то от хоббита.

 

 

Мааса был родом из Лахти, и брал меня до Пюхяярви - почти на 140 километров, что весьма недурно для Финляндии. В Виитасаари мы остановились у кафешки возле озера, Мааса взял нам по кофе с большой пышкой и мы устроились на деревянной терассе над водой. Гладь воды, сыхой тростник, дымящая трубка, кофе... Момент был высокохудожественный, но я оставил фотоаппарат в машине.

 

финские колоколаНа большом перекрестке Мааса свернул направо, в Пюхяярви, а я стал изучать место. Здесь обнаружилось несметное количество колоколов, настоящий колокольный заповедник. Большие навесы с колоколами, просто стоящие на земле колокола, колокола всех форм и размеров... Рядом кафе и тоже колокольной направленности - множество колокольных сувениров. Тут я обнаружил неприятность - пропали обе ручки. Выбора нет, надо покупать. Самое дешевое пишущее устройство в колокольном кафе стоило 1,5€. Это была ручка с надписью "Vaskikello". На ней был изображен, конечно же, колокол. И я пожертвовал полтора евро на святое мироописательное дело. Сразу скажу, что не космическая это технология - изготовление ручки, но финны и этого не сделали толком, и механика ручки сдохла уже через несколько часов, так что полтора евро были заплачены только за ее дутый колокольный имидж...

 

 

 

Спросил время, мне указали на часы. Минутная стрелка стояла на 4, часовая - на 1. Полпервого или полвторого??? Так и не разобравшись, ушел.

 

Везение стало понемногу меня покидать. Я стоял у перекрестка, машины проносились мимо. Я не люблю стоять на месте, и в этот раз мне это было отчего-то особенно неприятно, так что я пошел вперед - хотя это наносило некоторый ущерб моей позиции. Час движения по дороге - и меня подбирает машина, идущая в Хаапавеси - это 40 километров по пути. Водителя звали Пенти, он был весьма доброжелательно и позитивно настроен. И вот в 15:20 он ушел влево, а я вышел у однообразного скучного леса - невысокие березки и сосенки. Я находился примерно на широте Архангельска, Финляндия тут скучнеет и сереет, начиная медленно переходить в тундру. Озер все меньше, болот все больше.

 

Я пошел вперед. До Оулу еще 118 километров, а там хитрый автобан, там самое сложное... Прошел несколько строений, какие-то поля... Небо здесь серое от горизонта до горизонта. Пошел мелкий дождь... Шел он вяло и скоро кончился, а я шагал мимо сырого серого леса и меня посещали упадочные мысли. Внезапно что-то мне подсказало, что у меня есть еще полчаса времени, нечего торчать тут на дороге, можно полежать и отдохнуть. Под вновь начинающимся дождем я свернул с трассы, кинул на траву пену, накрылся тентом и провалялся так минут с 20... Доел колбасу.

 

Снова вышел на дорогу и - почти сразу - остановилась большая и красивая машина. Забираюсь. Три парня - два здоровые и цивильные, а один поменьше, в интиллегентских очках, в стильно порванных джинсах.

 

-Хочешь сэндвичей?

 

Это оказались британцы. Эти потомки Киплинга прилетели в Финляндию воздухом, сняли машину и теперь ехали на север, сколько смогут проехать. Я спросил время, оказалось 18:10. Я шел по трассе 3 часа!

 

Водителя звали Дункан, напарника - Робин, парня в очках - Марк. Они вручили мне буханку нарезанного хлеба, коробку с маслом вроде "воймикса" и такую же коробку с джемом. Я спросил, почем тут хлеб.

 

-О, очень дорого. Два евро.

 

Финны живут победнее англичан, но цены на еду тут существенно выше. Знать бы местный принцип ценообразования...

 

Самое же интересное заключалось в том, что они двигались практически на Раваниеми, то есть вели меня сквозь Оулу с его автобаном до самого Кеми. Там они оставались ночевать, а то у меня уже мелькнула шальная мысль проскочить с ними до Полярного Круга, благо что это в сторону от моего пути на каких-то 116 километров.

 

Мы ехали примерно три часа, я расказывал о Китае, еще о чем-то. Они о планах поездок - вроде бы намечается у них Канада. Просмотрели мой альбом с фотографиями... Ехать было невесело, и даже Дункан за рулем явно скучал от серости пейзажей.

 

Потомки Киплинга путешествовали серьезно - в машине был установлен экранчик GPS-навигатора, который отбражал карту и положение машины на карте. Не очень понятно, зачем в Финляндии навигатор, когда и так все утыкано указателями, и ехать надо именно по ним.

 

В 21:20 я вышел из их машины посреди Кеми у "хотелли". Фотографировать британцев я не стал, ибо света не было. Попрощались. Было сумрачно и безлюдно. Не у кого даже просить направление на запад. С трудом нашел дорогу и пошел по ней, ориентируясь на редкие и непонятные указатели. Дорог тут много, вокруг серые сараи, железнодорожные сооружения, домики, бетоные корпуса... Брррр... Вышел к развязке автобана, постоял там без толку и - пошел по нему. Все равно почти ночь.

 

Через полкилометра появился мост через грандиозную реку Кемийоки. Это громадная, как в Сибири, река, с островами, с поросшим кустарником берегом, затянутая частично льдом. Не знал, что в этой части мира есть такие реки. Я перешел на ту сторону, обнаружил хитрую развязку и закрытое кафе. Ни единого человека. Нашелся стенд с картой и я определил федералку на Торнио - до него еще примерно с 15 километров. Подумав, что продолжение последует завтра, я стал искать место под стоянку.

 

Местность здесь сильно цивилизована. Мне подвернулся участок леса между изгибами автострады - мох, елки, кое-где снег. Я бросил пену на мох, растянул тент и заснул.

 

Это была пока самая северная ночевка в моей жизни, 65° 50' северной широты. Мороза не случилось, я не замерз, но было сыро, промозгло, и мокрый холодный мох снизу портил мне настроение. Это была самая холодная ночевка за эту поездку.

 

Далее:

Часть 2. О Лапландии, Вестерботтене и о прибытии в Упсалу.

 

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.0190110206604 сек.