Часть 2

Четыре дня на юг. О Лапландии, Вестерботтене и о прибытии в Упсалу.

 

6 мая пятница. Хапаранда-Лулео-Питео-Питсунд.

 

Я проснулся в угрюмом состоянии духа. Погода не радовала. Урбанистический пейзаж тоже. Кроме того, я слышал, что трасса за Хапарандой какая-то особенно вредная, чуть ли не автобан, хотя из карты это не следовало. Первым делом я решил испытать свою газовую гарелку - растопил на ней снег, заварил борщ из пакетика и организовал чашку кофе. Затем собрался и вышел на дорогу.

 

 

Машины меня традиционно игнорировали. В 12:10 я завернул в кафе согреться, выпить чая и записать кое-что из происходящего. Электронный градусник на здании показывал +6°. Я выбрался из кафе и тут меня вскоре подобрал финн. Я сказал, что еду в Торнио, и это его устроило. По ходу выяснилось, что сам он едет в Хапаранду, в Швецию, за жевательный табаком. Позже я узнал о большой популярности этого табака среди шведов - там его постоянно употребляют (кладут под верхнюю губу) и на обочинах часто попадаются коробочки из-под этого продукта. Побочный эффект дороговизны сигарет...

 

Момент пересечения границы я не отследил. Финн привез меня в Хапаранду, довез до удобной позиции на выезде, и повернул обратно. В этом хорошая сторона скандинавских водителей - если уж они взяли, то стараются высадить в удобном месте, даже если приходится самим делать крюк.

 

Я снова оказался на узкой полосе асфальта среди хилого сырого леса. На автобан похоже не было. Довольно быстро остановилась машина - первый швед в моей жизни. Он жил на самой финской границе, в местечке Куккола, которое имеет финскую и крохотную шведскую половины, и даже на моей карте обозначена только вторая. Шведа звали Маттиас, он повез меня 50 километров до города Каликс. Погода улучшилась, выглянуло солнце, стало веселее и теплее. При солнце даже здешняя природа выглядит несколько живее. Маттиас сказал, что погода сейчас не по-весеннему холодная, но на следующей неделе ожидается потепление.

 

В половине первого(по шведскому времени) я подъехал к Каликсу. Еще задолго перед городом малькнул герб - желтая чаша на красном щите и надпись: "Община Каликс приветствует вас!". Трасса проходит по южному краю города, потом через мост и поворачивает направо. Маттиас спросил, высадить ли меня у моста, но я решил проникнуть в центр. И он остановился на стоянке прямо у домика "турист информэйшен".

 

Сарайчик туристинформэйшена оказался закрыт без объяснения причин. На стене была спредусмотрена схема города, я поизучал ее, и нашел библиотеку - всего в квартале к северу. По моим данным, в шведских библиотеках живет интернет, и я пошел его искать.

 

И я его нашел. На небольшой площади возвышалось здание FOLKETSHUS - народный дом, или дом для народа, в общем, элемент социальной политики государства. Такие я потом находил почти в каждом городе - там бывает библиотека, ресторан, кафе, дискотека, или что-нибудь еще полезное. В Каликсе в фолькетсхусе живет библиотека.

 

Шведская библиотека с первого взгляда породила во мне что-то вроде зависти. Интересно, на что похожа библиотека где-нибудь у нас в Кандалакше... Тут было исключительно цивильно, чисто, имелся интернет(никем не занятый), множество реально полезных книжек. Я не заметил там детективов и дамских романов, которые у нас, в питерской городской библиотеке, бросаются в глаза в первую очередь, а вот научно-популярные детские книжки там были, причем не попсового плана, а действительно интересные. Даже мне.

 

Я спросил, можно ли воспльзоваться интернетом. Мне велели записать фамилию в журнал, и показали на компьютер, который в моем распоряжении на час. И я просидел там с 12:50 до 13:30, оставив сообщение у себя в гостевой: кратко отчитался, когда и где я был.

 

Посмотрел погоду в мире. Стокгольм не радовал, там 5 - 7 градусов тепла. Еще недавно было 15. Я решил не спешить с движением на юг в расчете на то, что через пару дней потеплеет.

 

Так же я написал письмо знакомому турку Мурату в Вастерос. Я очень надеялся получить ответы на запросы о вписке, посланные в Упсалу, но они не пришли. Жаль.

 

 Каликс

 

Покинув библиотеку, я пересек центральные кварталы Каликса и вышел к мосту. В целом город маленький, малонаселенный, современный. Есть большой красный храм, рядом - статуя матроса, смотрящего вдаль. На реке - монбланы из бревен. Подозреваю, что как и во всех подобных шведских городках - на берегу, в устье реки - тут есть циллюлозный комбират и деревообрабатывающее производство. Но в экономику Каликса я пока вникать не стал. Численнось городка мне тоже не известна, но города такого типа тут обычно стотысячники.

 

Я перешел по мосту реку Каликс-альвен, затянутую льдом со следами полозьев, повернул направо и пошел на выход мимо каких-то складов. И вот тут меня застопила фура. Она выезжала справа на дорогу, водитель заметил, чем я тут занимаюсь и помахал рукой - мол, иди сюда.

 

Это был лесовоз, идущий в Лулео - 76 километров по пути. Водителя звали на шотландский манер - Кеннет. Именно на его машине я впервые повернул на юг и теперь двигался навстречу солнцу и теплу.

 

 

 

Кеннет показал мне отворотку на Боден. Там военная база, сказал он. Многие шведы приехали сюда работать, и так и остались жить. Все, кто тут живут, работают на эту базу. Раньше им все время напоминали, что рядом опасная Россия, что надо быть в постоянной готовности. У всех тут шпиономания. Полиция в каждом видит шпиона, напридумана тьма запретов... Вот будет смех, если ни тут тебя увидят. Русский под Боденом - это им в страшном сне не приснится...

 

шведская трасса 

 

Город Лулео(финское Luulaja, шведское Luleå, шведы произносят Льйюлео) расположен слева от трассы, километрах в десяти, я туда не поехал. Кеннет свернул чуть раньше большого перекрестка и теперь мне предстояло пройти мимо Лулео по сложному обавтобаненному участку. Я пошел вперед, посматривая на окрестный лес - меня посетила мысль свернуть туда и соорудить полноценный обед. Но как только я присмотрел симпатичную горку, меня подобрал старичок с собакой, который довез до основного перекрестка - налево Лулео, направо - трасса на Боден. Снова я долго стоял, и снова стал присматриваться к лесу. И я снова присмотрел удобное место, и уже собрался туда пойти - трасса была все равно пуста - как вдруг появилась машина. Ее явно не было сперва, и вдруг она возникла метрах в пятистах, возникла из ничего. "Ну точно не дадут мне сегодня поесть", подумал я, и верно - она остановилась.

 

Молодой парень Питер ехал в Питео(Piteå). Сам он жил здесь, недавно ездил в Гетеборг, работать на сборке автомобилей. Платили за это хорошо - 16 000 крон, то есть чуть больше 2000 долларов. Я понял, что 2000 долларов - солидная зарплата в Швеции, раз ради неее человек едет в другой конец страны на пыльную работу. И действительно, это выше средней по стране.

-Видишь, дым? - показал мне Питер, - это циллюлозный комбинат. Иногда от него неприятный запах...

 

Дествительно, комбинат дымил мощно. Потом в каждом прибрежном шведском городке я встречал эти комбинаты и запах циллюлозы. Вся северная Швеция - это цепочка городков-стотысячников в устье больших рек. В верховьях валят лес, сплавляют вниз, а в городе перерабатывают. Другой промышленности тут почти нет. Это та самая бумажная индустрия, которая в 90-е годы всеми способами душила своих конкурентов у нас в Карелии. Скупала заводы и закрывала их...

 

Как и Лулео, город Питео находится в стороне от трассы, но я решил его посетить. От города на юг начинается полуостров, через который идет трасса. Затем пролив Питсунд, через него мост и там трасса воссоединяется с основной Е4 на Стокгольм. Я решил поехать через город и полуостров - Питер высадил меня в центре города в 16:30.

 

Если Финляндия показалась мне одноэтажной страной, то Питео - это двухэтажная Швеция. Чем-то похоже на американские городки из вестернов. Веселенькие желтенькие домики, игрушечного вида магазинчики, салончики... В Питео я впервые ощутил вот эту современую, очень мне не понравившуюся игрушечность европейских городов. Непонятно - город ли это для взрослых, или деревня мумми-троллей для детских экскурсий.

 

Центр города экстремально мал, и я прошел его очень быстро. Тк же быстро миновали окраины и начились леса справа и слева от дороги. Мысль о еде меня не покидала, и я наконец решился подняться по склону к елкам в поисках места для костра. Нашлось и сухое место и дрова, но местность была обжитая - неподалеку стояли дома. Я не решился на костер, я вновь пустил в дело горелку и сделал себе овсянки с чаем. Съел это все, полежал на солнце... Пошел дальше.

 

Машины не брали. Позже я выяснил, что на проселочных шведских дорогах машины практически не подбирают. В отличие от Турции, хоть там траффик и ниже на порядок. Я шел через сосновый лес, махал рукой каждой машине, надеялся, что довезут хотя бы до трассы, хотя бы на 5-8 километров, но шведы меня игнорировали. выйдя из Питео в 5 часов вечера, я шел часа три или четыре. Я прошел весь полуостров и в вечернем сумраке выбрался к мосту через пролив Питсунд. С этой стороны пролива имелся ороший лес, с той - строения. Я перешел мост и вышел к трассе - она пустовала.

 

И я вернулся на полуостров. Раз так неудачно прошел день - 200 километров всего - надо восполнить неудачу хорошей стоянкой с огнем и едой. Я побродил по лесу среди мхов и в итоге нашел сухое место практически на берегу пролива. Там и устроился варить суп. Недалеко от меня за соснами виднелся камень с ограждением. Рядом - табличка с текстами. Я пошел на разведку, в тайне надеясь на наличие английской версии текста и совершенно для себя неожиданно обнаружил там версию на русском. Я даже вздрогнул и огляделся. Как-то дико было найти в такой глуши русские буквы...

 

Питсунд 

 

Камень оказался памятником последнему сражению последней русско-шведской войны 1808-1809 года. Той зимой русская армия перешла по льду Ботнический залив и заняла участок в районе Умео. Потом последовали не очень удачные для нас сражения и армия стала оступать к северу. Шведы послали фрегал "Яррис" с десантом в тыл отступающей армии, чтобы отрезать ее, а для этого решили уничтожить мост через Питсунд вот в этом самом месте. 25 августа 1809 года десант напал на охрану моста, последовало сражение с большими потерями, но результат - текст умалчивал(так наз. "события у Питсунда"). Чуть позже война завершилась и сражений больше не было. Кажется, это вообще последнее сражение в шведской истории.

 

Честное слово, стоило потерять полдня и протопать ногами весь полуостров ради такой вот находки.

Результат дня - первый опыт шведского стопа, питсундский камень и выяснение факта, что этот участок трассы вполне проходим, не являясь автобаном.

 

7 мая суббота. Питсунд-Шеллефтео-Умео.

 

 Питсунд

 

Отсутствие часов и утренй холод подвели меня опять - я проснулся поздно. Сварил кашу, сделал себе черный кофе... Перешел мост и встал на трассе около часа. Там мея взяа машина на недалеко - до городка Jävre, примерно на 10 километров. Там я оказался в 13:15. Там меня подобрал мерседес до Byske, это еще 30 километров. Водителя звали Кристе, он был фермер и разводил коней. В прошлом сам хитчхайкерствовал и теперь подбирает всех из принципа. Сказал, что сейчас это в Швеции тяжело, вот лет 20 назад все было иначе... Он был первым из водителей, который ностальгически вспоминал времена "20 лет назад" - позже мне много наговорили, как тогда было здорово. А сейчас отчего-то бояться.

 

Рассказал, что видел в Стокголме русского художника, который рисовал портреты на улице. Хорошо так рисовал... Кристе посоветовал ему ехать на север, там такого чуда отродясь не видели. Наример, на естивали всяческие... Или вообще летом, когда на севере народу побольше. Вон, впереди Шелефтео, городок маленький... А летом народу едва ли не вдвое прибывает.

 

Кристе ехал на ферму. Я так и не понял, откуда в Швеции такой спрос на лошадей, но их там разводят в удивительных количествах. Никогда не встречал на трассах столько фургонов для перевозки лошадей. Они издалека похожи на трейлеры и это сбивает...

 

В 14:10 меня взяло Мицубиси и ввезло в Шеллефтео (Skellefteå), высадив в начале города у бензоколонки. Водитель жаловался а холодную весну, ибо обычно в такое время тут +15, а сейчас... Угораздило меня оказаться в Северной Швеции в такое время.

 

Скоро, в 14:41, меня подобрала Тойота. Водителя звали Лейв, он бы похож на сказочного гнома, когда их изображают без бороды. Он провез насквозь через Шеллефтео. Тоже полезное свойство шведского менталитета - они понимают пользу провоза через город и смысл удачной позиции. Теория автостопа у них в сознании с детства.

 

Движение стало превращаться в серию коротких прыжков. Взяла дама с ребенком до Бюрео. В 16:30 снова женщина из Шеллефтео взяла, привезла в Лёвангер. Тут я засек грандиозное здание туристинформейшена, но оно было заперто и на дверях красовалась надпись: мы открываемся в июне, добро пожаловать, приезжайте! В этой стране когда-нибудь появится работающий туристинф?

 

Лёвангер я прошел ногами почти весь, тем более, что он прячется где-то сбоку от трассы. И только в 17:30 меня взяла очередная Тойота. Водитела звали Юрген. Он был позиивен и понимающь. Он вез собаку, которая в детстве пережила автокатастрофу и с тех пор панически боялась машин. Собака тяжело дышала, и Юрген жаловался, что ей нехорошо, боится, и ему от этого тоже нехорошо, вот так...

 

Он ехал прямо в Умео, которое всего-то через 80 километров. Это была одна из промежуточных целей, к которой я стремился с первого дня в Швеции. Когда-то у меня там даже вписка наметилась, но это было давно. Теперь она бы не помешала, ибо начинался неслабый дождь. Юрген очень грустил от того, что я окажусь на улице по такой вот погоде. Он в принципе даже мог бы меня вписать, но ехал к знакомой даме, с которой сразу же уходил на танцы. Фокстрот, знаете ли... Я же больше жалел о том, что вечереет, уходит свет, неудобно будет изучать город и совсем невозможно фотографировать.

18:25 - я вышел в Умео под дождь.

 

Умео(Umeå) - городок чуть покрупнее среднего, то есть, более 100 000, но едва ли не половина города - студенты. Это первый город, где в центре можно найти хоть что-то не новостроенное и где американская архитектура отчасти разбавлена европейской. Но моему восприятию мешал вечер и дождь. Пожалуй, по городу имет смысл пройтись, хотя прогулок тут на час, не более.

 

Первым делом я завернул в заведение похожее на Макдональдс и подождал, не кончится ли дождь. Народ в заведении не обращал на меня совершенно никакого внимания. Полицейский, женщина с детьми, странноватый швед в очках... Никто. Я думал о том, что скорость движения явно падает, за сегодня я снова прошел 200 километров... Время уходит. Я что-то пил из своих запасов, записывал события и посматривал на улицу сквозь стеклянные стены.

 

Дождь не кончался. Я вышел в городи покрутился по центру, благо что шведы любят строить дома, нвисающий над тротуаром этакой галереей. В дождь удобно. И все ранво я не обрел там вдохновения и, перейдя мост, двинулся на юг. Судя по моей карте тут есть автобан, но в реальности его не оказалось. Никаких указателей, ничего. Странно. Но приятно. Это упрощает выбирание.

 

Дождь не кончался. Я медленно отсыревал. Достал тент, поместил над головой. Спасало, но не сильно. Промокали перчатки, шляпа... Темнело. Ночевать в такой сырости не хотелось совершенно.

 

В поле стояли непонятного назначения домики. Я уже решился пойти их изучить, как меня взяла машина. На 4 километра... Ну пусть так, все дальше от города. Там я постоял немного под мостом, потом оставил ловлю машин и двинулся искать сухой ночлег. Дома есть, людей не видно. Заметил свет и шевеление в какой-то мастерской, подошел. Два шведа - парень с наушниками и рабочий в комбезе - уставились на меня. Вот, говорю, дождь... Ищу, где упасть.

 

Рабочий сказал, что он не здешний и посмотрел на парня. Парень сделал тревожные глаза и едва заметно двинул головой - мол, н-н-нет, я не... не я... Они посовещались с пару минут и парень сказал, что там дальше конная школа, там никого... Там типа крыша... Где лошади... Там никого...

 

И на том спасибо. Я пошел в указанную сторону, заметил группу строений, похожих на склад. Побродил среди каких-то механизмов и нашел большой сарай, где под крышей возвышалась гора сухих опилок. Лучше не может быть, опилки - идеальная теплоизоляция. Я разровнял себе место, застелил опилки тентом, положил сверху пену и спальник.

 

Дождь украл у меня 2-3 часа ездового времени. Может быть, я прорвался бы еще на 100 или более километров до сухого места, но вот так сложились события. Оставалось только спать.

 

8 мая воскресение. Умео-Орнскёльдсвик-Сундсвааль-Хюдиксвааль.

 

Мой 5-ый шенгенский день. Всю ночь и утро шел дождь. Это угнетало. В свое время под Читой я пролежал так до пяти утра, но на этот раз было жалко терять время. Мне представилось, что вот так сыро и холодно будет до самого Стокгольма, все вещи отсыреют, негде будет просушить спальник... Шведы в гости не приглашают, даже чаем не угощают. А лежу я а 63° 50' широте и до дома не близко... Серость и сырость погоды проникала в мое сознание.

 

Когда дождь утих, я вышел на дорогу в надежде поймать что-нибудь полезное. И через полчаса (около 12:00) остановилась таки машина. Водителя звали Томас, он жил в Умео и теперь ехал на своем Форде в Хорнефорс. Это 28 километров от Умео, и впереди еще 79 до Орнскёлдсвика.

 

Томас был молодой и коммуникабельный, по увлечениям он байкер и бывал в Мурманске на каком-то байкерском сборище. Он сказал, что весна нынче на удивление холодная, такого раньше не было, но уже на следующей неделе обещают резкое потепление. И места далее на юг будут повеселее. Южнее Умео начнутся горы, заливы, интересные леса. В Питео закончилась провинция Норрботтенслан(Лапландия), сейчас мы в Вастерботтене, а через пару миут перемещаемся в Вастерноррланд, это уже иной климат и пейзаж...

 

В 12:15 я вышел в Хорнефорсе, завернул в фастфуд "Sybilla" на бензозаправке, спросил горячей вды и заварил себе пакетиковую лапшу. Практически я ничего не ел от Питео до Умео и в это утро.

 

Вскоре меня подобрала машина до Орнскельдсвика. Вез человек по имени Боссе, который поведал о своем желании посетить Сибирь по транссибирской магистрали. С заездом в Пекин. Я рассказал ему, что знал, об этом регионе.

 

Вокруг все лес и камни, как на Корельском перешейке. Кусочки распаханных полей. Интересно, что в Швеции поле оканчивается четкой стеной леса, нет этого постепенного перехода кустами, как у нас. Грань между природой и цивилизацией здесь однозначна, нет вытоптанного леса или заброшенного поля. Все предельно четко.

 

В 13:20 я вышел в Орнскёльдсвике. Швеция тут действительно улучшилась - появились горы. Сам город расположен на неровном горном рельефе, слева небольшой аквапарк... Я снова завернул в вездесущую "Сибиллу" выпить кофе и подумать о жизни. Местные берут здесь кофе по 12 крон. Это, стало быть, 48 рублей.

 

Дорога за городом пошла в гору, потом под гору, обочина была узкая, а стоять на автобусных остановках мне было скучно. Однако подобрал парень на маленькой такой машине - не знаю названия - и провез на немного, до очередной автобусной остановки. И оттуда почти сразу взяла машина и прямо таки в Сундсвааль.

 

Водителя звали Карле Ларссон, в Сундсваале он сворачивал на трассу Е14, что ведет на Тронхейм. При этом меня он высаживал не на въезде в город, ибо там сложный автобан, а на западной окраине. Но меня это устраивало.

 

В районе города Крамофорса переехали фьорд (или реку?) по самому большому в Швеции мосту. Колоссальный вантовый мост, уходящий опорами в низкие облака. Совсем как в Китае на Янцзы...

 

16:40, западная окраина Сундсвааля. Серо, легкий аромат циллюлозы... Город вытянут вдоль южного берега реки Селонгерсон и далее вдоль берега залива, так что мне придется пройти его в длинну. Кроме того, длинный хвост застройки уходит на север километров на 15, конец этого хвоста - город Тимро, и через это все идет автобан, так что я удачно миновал этот участок.

 

Я шел по Сундсваалю. Тут те же домики, что и в Умео, Питео, Шеллефтео, что везде. Та же игрушечная одноэтажная архитектура, в которую уместно впишется только селиконовый клоун из макдональдса. Однообразность соверменных шведских городов начинает давить. Я стал понимать, что в следующем городе будет то же самое - желтые дощатые домики, "Сибилла", реклама купальника, автобусная остановка с картой... Я уже не мог вспомнить пройденные города, потому что картики путались в сознании. Умео от Сундсвааля в основном не отличается. Атака клонов какая-то... Отчасти я был готов к этому моменту, но не думал, что воздействует так сильно и так неприятно.

 

Выйдя практически на Е14, я пошел по ней на восток. Трасса переходит в улицу Бергсгаттан и так идет до центра, в который я не заворачивал. Далее - вокзал, который я обогнул слева. Тут улица переименовалась в Бьернеборгсгаттан. Вскоре она свернула слево и слилась с моей изначальной трассой Е4. Я пробовал ловить транспорт, но без успеха. Двинулся на юг мимо аллюминиевого завода. Времени почти шесть вечера, шансы есть. И действительно, вскоре взяли - правда, всего на 10 километров.

 

Я решил все равно ловить, несмотя на позднее время, ибо пройдено уже вполне достаточно по шведским понятиям. Решил, буду идти еще часа три, кто-нибудь куда-нибудь да возьмет. И случилось нечастое - в это вечернее темное время взяла машина аж в Хюндиксвааль, еще на 80 километров. Это выходит, я сегодня проехал 360? Ускоряемся...

 

Водитель был разговорчивый. Он спрашивал о российской экономике, об уровне жизни, о безработице, об отношении к Путину, к мафии, к Березовскому и так далее. За разговорами я даже его имя выяснить не успел.

 

Я вышел там, где он свернул с трасы влево, на Хюндиксвааль. Хотелось есть. Погода была сырая, и я прикидывал, как бы обрести сухую ночевку. Вписаться куда-нибудь... Зашел в заведение у заправки. Большая столовка. Салатики за 3 евро. Самая дешевая еда - сосиски с "фрэнчфрай" по 5,5€. Бедные шведы, как они выживают на такой еде за такие деньги. В том же помещении размещался небольшой супермаркет, совмещенный с точкой продажи хотдогов. На прилавке под стеклом разложены всякие банкноты - русские, индийские, чешские, латвийские... Мне стало интересно. Я поизучал эту коллекцию и подарил хозяину 10 монгольских тугриков из своих запасов. Хозяин сказал спасибо.

 

Я присмотрелся к его хотдогам. Стоили они под 3 евро, но были весьма велики. Я попробовал поторговаться, но хозяин не понимал такого подхода. И я пожертвовал 3 евро. Протяну и так как-нибудь. Хотя и диковато это со стороны - приехать в Швецию и потратить 3 евро не на музей какой-нибудь, а на банальный хотдог. Но надо знать Швецию с ее агрессивной фастфудной культурой - она давит на сознание, она лезет в душу каким-то мистическим образом.

 

Я заглотил всю это кобаску с горчицей и спросил, где бы тут можно ночевать. Ответ был совершенно китайский - прямо тут, в отеле. Других вариантов шведский менталитет не допускал. Пришлось уходить в ближайший лес и устраиваться на мху. Почему-то ощущение холода ушло и ночевка получилась совершено сносная. Впереди 128 километров до большого города Евле, где неприятный автобанный участок, потом еще 102 до Упсалы....

 

9 мая понедельник. Хюндиксвааль-Евле-Упсала.

 

Наступило 9-е мая, и где-то дома происходит что-то патетическое, а я вот лежу в скандинавской тайге и думаю о том, что выходные прошли и машин станет побольше... Готовить еду было негде, место заметное, так что часов в 11 я выполз на трассу и пошел на юг, присматриваясь к лесу. Среди березок и елочек мелкнула вода. Вспомнив вчерашний голодный день я решил исправить положение и свернул в лес.

 

Вода представляла собой небольшой ручеек с торфяным оттенком воды. Я подумал, что промышленности тут толком все равно никакой, так что и воду отравлять нечем. И устроился на болотистом участке, приступив к изготовлению овсянке на этой воде. Все прошло гладко.

 

Потом я снова стоял на трассе и только в час дня меня подобрал Ниссан 1992-го года. Водитель по имени Питер провез немного, высадив в местечке Ингессунд. Я завернул в заведение "пицца-кебаб" и обнаружил там живого курда из Мараша. Перебросились турецкими фразами и он, на мою просьбу горячей воды вручил мне кофе.

 

-Так оно ж у вас 10 крон стоит?

-Да ерунда, не стоит оно ничего...

 

Выпил кофе, показал турецкие фтографии. Курд спросил про Ленина и Сталина - мол, знаю ли таких. спросил еще про кого-то, кто был "царем до Ленина", но со странным именем...

 

Вишу в Ингессунде. Всего 200 до Упсалы... Машин много, но в них в основном женщины и все показывают, что едут недалеко. Обнаружил неподалеку библиотеку, зашел. Живой интернет. Срочно туда залез и написал о своем существовании. Пришло письмо от Мурата из Вастероса и от Михаэля из Гетеборга. Две вписки есть.

 

Молодой парень завез в Енонгер, где я долго стоят на автобусной остановке, на удобной в сущности, позиции. 16:00... И вот тут останавливается машина, где два человека (а такие нечасто берут), и едут они непосредственно в Упсалу. Ура. Я проскакиваю самое страшное - большой кусок автобана до и после Евле.

 

Водителя звали Крис, его напарника - Чарли. Крис ехал в Упсалу, а Чарли - в Евле, домой. Рассказал о своей мечте проехать поездами Сибирь. Я сказал, что это пошло, а лучше перемещаться автостопно, и эта идея его восхитила. Он спросил не опасно ли это и возможно ли вообще. Я как мог описал ситуацию.

 

Как многие шведы, Крис употреблял жевательный табак и тоже показал мне знаменитую коробочку, мол, надо ли. А Чарли не любил табак.

 

В 17:00 он вышел в Евле. Город вроде обычной, с неплохим центром и приятным парком. Проветси тут некоторое время имеет смысл. Едем дальше. За Евле Швеция стремительно изменилась. Внезапно появились болшие поля с таркторами. Не те скромные кусочки пашни, что на севере, а огромные равнины, почти степи. Крис показал страусиную ферму слева от трассы... Потом снова четкой стеной начался лес. Здесь мы покинули облась Евлеборг и переместились в сердце Швеции - Уппланд.

 

Еще за 10 километров до Упсалы прямо впереди стали заметны шпили городского собора. Чуть позже Крис показал слева крышу дад кронами деревьев и три больших кургана.

-Тут очень древнее место, похоронены древние шведские короли...

 

Я тогда не знал, что это - знаменитая Гамла Упсала, или древняя Упсала, основная достопримечательность Уппланда. Здесь, на северной окраине города у самой трассы находятся три кургана, которые считаются захоронением трех первых шведских королей. Летом тут случаются фестивали, есть музей. Впоследствии я хотел сюда вернуться, но не довелось.

 

Упсала

 

Крис ввез меня прямо в центр, на набережную к собору. В 18:10 я выше и оказался на упсальской мостовой. Чем-то мне сразу понравилась Упсала. Она резко отличалась - в центральной своей части - от американской архитектуры севера. Здесь сразу ощущалась Швеция, тут виден был 18 и 19 век, и сразу резко и однозначно бросалось в глаза, что тогда в Швеции была архитектурная культура, а потом погибла. Нет уже этой веселенькой игрушечности, тут буквально слышатся полковые барабаны и лязг кирасирских палашей. Фастфуды проникли и сюда, но здесь они еще ощутимо чужие, здесь они еще не центр мироздания.

 

Упсала 

 

Я прошел мимо собора, подыскивая подходящий кадр, ибо солнце садилось и свет стремительно иссякал. Вышел к замковому холму и поднялся до замка. Когда-то здесь, наверное, находилось древнее деревянное сооружение, но сейчас стоит поздняя, 18 века, постройка жизнерадостного розового цвета. Начинался дождь... Я обошел замок, присмотрелся к замковому холму. Он основательно зарос кустами и деревьями. Определенно, тут можно незаметно ночевать, если очень понадобиться. Сейчас еще рано, а вот когда распустятся листья - вполне. Дождь усиливался, и я забрался под ель, накинув сверху на себя тент. Так пролежал, копаясь в бумажках, некоторое время.

 

Когда дождь утих, я отправился бродить по городу. На реке обнаружил старинное сооружение вроде гидростанции и желтое здание музея коммунальной техники. Продолжая исследование вечернего орода, завернул в Бургер-Кинг, заварил себе лапшу и посидел там, присматриваясь к окружающей среде. Фастфуды в Упсале явно лишние, это ощущается. Но они есть, вон и Макдональдс на другом углу улицы... И шведы ходят сюда, ибо больше явно некуда. В этом отличие Швеции от нас - тут нет выбора. Тут бабушки не продают пирожки, и пельменей тут нет. Только хотдоги... Вообще странно, что в южной Швеции национальный момент виден сильнее, чем на севере. Нет запахов циллюлозы, поменьше новостроя. В России все строго наоборот - за экзотикой надо ехать на Север.

 

Я отправился изучить вокзал. В Упсале он какой-то провинциальный. Крохотный зал ожидания с планым интернетом. Невнятное расписание. Только вид на вокзальную площадь и на замок - стоящая вещь. Я не сумел вникнуть в систему движения поездов, хотя потом узнал, что она тут близка нашей. Тоже есть пригородные поезда повышенной халявности.

 

Подвернулась местная газета с описанием сегодняшней погоды в Швеции. Обещанное потепление еще не наступило. В Стокгольме +11, в Гетеборге и Мальме +8 и дожди, здесь, в Упсале и Вастеросе +12... А в Стамбуле +20.

 

20:25 - сижу на вокзале, пережидаю дождь. Говорят, вокзал закроют на ночь. Когда дождь утих, я двинулся через центр на выезд в сторону Вастероса. Мурат писал, что покидает Вастерос 12-го, в четверг, так что стоит его навестить завтра или послезавтра. Стокгольм оставим на потом.

 

Упсала невелика. Я прошел ее в вечерней темноте насквозь, потом шел некоторое время по трассе №55, пока не заприметил слева настоящий лес. Когда-то тут охотились шведские короли, а теперь просто лес, не особо испорченный человеком. Я нашел там большую ель и упал под ней ночевать. Меня постиг синдром достигнутой цели. Я так долго стремился в Упсалу, что достигнув ее, не мог сообразить, что делать дальше. В планах был Гетеборг, но я стал сомневаться, что успею уложиться в отведенное время. Решил - поеду в Вастерос, там видно будет.

 

Итак, на завтра в моих планах Ёнчёпинг и Вастерос.

 

© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.020318984985352 сек.