На главную Тексты 300 дней на юге Архипелаг Индонезия: Макассар Амбон.
Индонезия: Макассар Амбон.
7 января четверг. В море.

До часу ночи ЧИРЕМАЙ шумал и галдел, потом постепенно все утихло. А после шести снова началось движение - объявили раздачу еды и народ лениво пополз забирать свои халявные коробочки риса. Тут же бродят продавцы кофе, но пакетик кофе с молоком у них стоит аж 6000 - рекордная накрутка на моей памяти. Плюшки на пароходе по 4000. Я отказался от всего этого и пошел за рисом. Отстоял короткую очередь, получил коробочку риса, в которой что-то смутно краснеет и лежит тонкий кусочек омлета. Умныые люди заранее запаслись соевым соусом, и теперь вревращают этот рис еду... Интересно: билет стоит 214 000, а сибестоимость этого риса, на мо взгляд, около 1000 руппий. При том, что за 3000 бабки в порту готовят вполне себе вкусную еду. Если до Макассара кормят, скажем, 3 раза, то жалко им, что ли, 9000  рупий? Около 5% стоимости билета. И еще загадочное: палубой ниже меня лежат штабеля коробок, а сверху - упаковки плюшек. Украсть элементарно. И мелкие магазинчики на корабле тоже держат эти плюшки и иное совсем на виду - крадется без проблем. Но никто не ворует - а то не стояло бы вот так на виду. У меня у самого уже руки чешутся, но неинтересно воровать то, что не охраняется. Как-то ну совсем уже аморально.

На кухне раздают горячую воду - там стоит кипящий котел, откуда воду черпают палкой, к которой привязана половина пластиковой канистры. Этой водой я заваривал себе кофе. Вот только сахар на исходе, переоценил я его количество. Отсюда мораль: запасайтесь чаем, кофе, сахаром, соусом и плюшками.


Прошелся по кораблю. Океан спокойный, почти без волны, небо серое и скучное. На корабле есть кафешка, там скамейки и столы, но цены бандитские. Там удобно сидеть с ноутом, вот только поверхность стола неприятно вибрирует. Интересны спасательные шлюпки - в них явно можно жить и скрываться от билетной проверки, особенно если такая крыта тентом.

 

пароход ЧИРЕМАЙ

 

И я валялся у себя в палатке и читал Кураева "о границах церкви", над морем шел мелкий дождь... В 10:00 наш отсек заперли, а через 20 минут прошли проверятели билетов - много, человек десять, многие в белой офицерской форме. Интересно, как бы я с ними добазаривался в случае безбилетности... Проверка прошла быстро и тихо.

Нашло озарение: ведь Рождество же!

Днем, окло полудня, снова раздача еды. На тот раз я пришел не к самому концу - пришлось стоять в длинной тесной очереди. Как арестанты, стоим мы в затылок друг другу, медленно передвигаем ноги... Нам душно, нам тяжело в тесном  мрачном коридоре с металлическими, крашеными стенками... Выдали коробку риса с рыбьим хвостом и стакан воды. Но я уже умный - я развожу кипятком  бомжпакет, лапшу съедаю, а бульоном заливаю рис и тоже съедаю - рис обретает вкус.

К вечеру кончился сахар... А потом и кухню закрыли, оставив нас без кипятка. Пришлось стрелять в одной едальне... А за иллюминаторами дождь, сырость. Изредка выхожу на палубу, поднимаюсь повыше и там брожу в одиночестве. Я устал от людей, от вопросов "даримана?" от бессмысленного "мистер!" и "соронг!". Я устал, озлобился, и хожу с неприветлвым каменный лицом, как некогда в годы своей работы, на судебном заседании...

Ноут меня не спасает. Лежа неудобно писать, а сидеть в палатке тоже сложно. Кое-как читаю... Если бы я плыл на сухогрузе, имел бы отдельную каюту с диваном и столом, и за три дня записал бы море всего, изредка отвлекаясь на чай... Довел бы яванский словарь, допереводил учебник малайского... Но пароход на дает работать, пароход иссушает мозг. Сухогруз - это три дня отдыха, это путевка в Дом Творчества, а ПЕЛНИ - тюрьма нестрогого режима... Причем за деньги.


8 января пятница. Макассар.

"Чиремай" прибыл в Макассар в самое неудачное время - в 3 часа ночи. По рации что-то бубнили, но я понял, что мы уже в порту, только когда пассажиры мне это сообщили. Сонный, я свернулся, поплутал в поисках выхода и выбрел к трапу. По нему в два потока двигалсь люди - вверх и вниз. Сверху паслись менты. Это плохо, в Сурабайе такого не было. Я сполз на причал, протолкался к выходу... Терминал тоже охраняем, проверяют билеты. За пределами терминала навес, как в Сурабайе, ряды торгующих теток и сразу выход в город. И там мент. И того имеем при линии контроля.

В Макассаре еще ночь и темно. Работают кое-какие едальни. Наси горенг по 10000, кофе с молоком по 7000. Я прошел слегка на юг, но там еще все спит. Вернулся... Случайная тележка продала мне миску лапши за 5000. Причем качественная такая лапша... Я ел ее в темноте, еще не различая. что именно ем, а заончил уже на свету - так быстро тут светает. Плюшки отчего-то только на территории порта, пришлось туда вернуться. Мент спросил билет, я отвечаю - какой билет, я за плюшками... Он сделал понимающее лицо. Значит, первая линия контроля проходима... Нашел чай за 3000... Продавала его медитативная бабушка: она долго выбирала кружку, долго колдовала с пакетиком чая, ходила куда-то за водой, потом долго размешивала, потом искала блюдце... Я дал ей 20 000 и она убрела куда-то разменивать...


Когда я управился с чаем и плюшками, стало уже совсем светло. Пошел на юг. Справа сперва тянулись сооружения порта, потом вдруг кончились, мелькнуло море, а слева ФОРТ РОТТЕРДАМ. Форт - это невысокие замшелые стены, за которыми что-то голландское. Некогда тут отбывал заключение Дипонегоро, и теперь прямо перед воротами стоит небольшой белый памятник на лошади.

 

Макассар, форт Роттердам
форт Роттердам Дипонегоро

А через дорогу заржавленные катера, брошеный сухогруз, спуск к грязной воде, мусор. Макассар выглядит провинциально даже в Индонезии, где вообще все провинциально, даже Джакарта. Если подумать, мне тут полдня хватит осмотреться, но у меня вроде вписка договорена... Значит, только завтра утром углубляемся в Сулавеси... А вот куда - в Кендаои или в Монадо? Это надо в конторе ПЕЛНИ выяснять.

На Макассаром ползают серые тучи, время от времени обрушивается короткий дождь - на минуту примерно. Все сырое и сонное. Задержавшись на кофе (за человеческие 3000) я таки добрался до офиса ПЕЛНИ на проспекте генерала Судирмана. На мои вопросы о кораблях мне молча вручили ксерокс расписания. Того самого, которое не смогли дать в Сурабайе, и которое там вбито в компьютер сложной программой. А оно всего - на лист формала А4. Я не сразу понял систему, потом сообразил - колонки это кораби, а ячейки - это где корабль сейчас... Всего 11 кораблей на ходу. Над этой бумажной можно медитировать целый день. Постепенно выкристаллизовались факты. Первый - кораблей из Битунга, Кендари и Тернате вообще мало крайне. А траффик на Соронг таков, что у меня выбор невелик - или плыть завтра, или 15-го числа. Но во втором случае я зависаю на Амбоне на 10 дней... Как я не комбинировал, удачной композиции не складывалось. Значит, из всего Сулавеси я увижу тлько Макассар - как и многие люди до меня. Такое вот свойство Макссара - посещали его многие, а вот выбирались из него лишь некоторые.


Чахнет мой план посещения Тернате...

Покинув контору, я шел по улице Судирмана Пелни и размышлял. Завтрашний корабль вроде как идет через Бау-Бау... Если я куплю билет только туда, выкрою 15 долларов... Ибо до Амбона - 300 000, что само по себе много. Думая о этих вещах, я вышел к грузовому порту. Захожу... Мент при входе погружен в себя... Выхожу на причал - имеется два корабля на Калимантан и один в Сингапур. Интересно. Между Макассаром и Калимантаном есть грузовое сообщение! Это кое-что упрощает в моей жизни... А на море ветер, беспокойные волны...

 

Макассар, порт
Макассар, порт Макассар

Сделав сложную петлю по городу, я вышел к форту. Я присматривался, откуда бы позвонить на трубу Хусни, который обещал меня вписать. Народу вокруг мало. Крепчает ветер, на море растет волна, начинается дождь. Этот дождь я пересидел в едальне у самого моря, прячась под тентами от горизонтального дождя. Подсказали телефон... В 14:23 я вызвонил Хусни. Кстати, я даже не знал, что он в Джакарте... На стоимости звонка это вроде не сказалось... Хусни попросил меня перезвонить через 10 минут, и скинул меня на своего друга... Друг назначил стрелку в 16:00 у Дипонегоро...

В 16:00 друг был встречен. Его что-то отвлекало и беспокоило. Домой к нему сложно отчего-то, но он придумает, как поступить... И он куда-то звонил, выяснял,  в итоге сосватал меня некоему учителю, который будет свободен в 9 часов вечера. Ох... Это только в 10 мы на квартире, а потом разговоры... А я дохлый совсем. Удивтельно, как легко в Индонезии вписаться просто в дом и как сложно - через интернет. Знал бы заранее - не стал бы никого беспокоить, устроился бы и так.

Чтобы убить время, я заполз в интернет часа на полтора. От нечего делать посмотрел, чего у нас пишут про Тернате, Амбон, Макассар и Банданейру. Про Тернате ничего. В Макасссар уже одна деваха ездила стопом из Монадо... Один пишет, как мотался вокруг Амбона. А я думал - глушь... А ту  все уже вытоптано. Когда успели?

После интернета поторчал там же за столом, писал чего-то. К 8:40 пришел к памятнику Дипонегоро и лег на пену прямо под конем. Накрапывает легкий дождик. И вот самое смешное, что обещанный друг так и не явился. Ни в 9, ни в 9:30. Ближе к десяти я понял, что пора идти ночевать в мечеть у терминала, а то еще час и сгинет вообще вся еда в округе... 

Дошел до порта... Ведущая в порт улица плотно утыкана заведениями, которые я во всем мире ненавижу. Это караоке... Само слово вызывает тошноту. Но в Индонезии караоке имеет какой-то порочный подтекст, туда ходят не только петь, но и общаться с девками. тм вечером девки паслись возле караоке густыми толпами - чаще в черных миниюбках, иногда в черных миниплатьях, а одна группа - в желтом облегающем с черными лифчиками поверх, что совсем смело по здешним понятиям. Вот чем они там занимаются, внутри? Ведь поют же. И все? Или там есть лежанки? "Ща, Путри, ща я еще разок спою и пойдем..." Или только целуются под безголосое пение соседей?

Там, возле одного притона я нашел лапшу-баксо за 5000. Не люблю баксо, но выбора мало... Возле баксоторговца вертелась девка и посматривала на меня с каким-то подтекстом. Но я не владею местной вневербальной лексикой и смысл подтекста не понял.

Мечет почему-то закрыта со всех сторон. Пришлось ставиться под крышей терминала. Ну и ладно...

9 января, суббота. NGGAPULU.

Проснулся около семи. Я теперь слегка сбиваюсь в понимании времени - сулавесийское на час больше яванского, к этому надо привыкнуть. Моросит дождь. У причала стоит пароход, скоро уходящий на Таракан... Я свернулся и пошел искать какую-нибудь еду. Но сегодня с утра вообще все глухо. Я бродил без особой надежды, и вдруг увидел нечто невзможное: распродажу рисовой каши на молоке. Это похоже на галлюцинацию - этого никак не может быть. Спросил цену и снова удивился - 2000 рупий. Взял миску этой пищи... Рис... Кажется. превращенный в попкорн, а потом уже сваренный, но все равно это рис, на молоке и с сахаром. Хорошая иллюстрация того, что в Макассаре можно ожидать всего. Только поверишь в то, что тут нет еды дешевле 10000 и тут - бац  - на тебе по две...

Часов в восемь или девять тараканский пароход ушел, а его место занял NGGAPULU. Это пароход, который крейсирует между Макассаром и Джаяпурой. По моему расписанию на уходит сегодня в 14:00. Для поднятия боевого духа я решил проникнуть на него совсем безбилетно.

На пирс я попал через соседний грузовй порт. Присмотрелся. Не понравилось мне то, что я увидел: четыре меета на трапе и еще кучка на причале... Плохо дело. И еще одна особенность: в Сурабайе народ ломился на корабль безумной толпой, а в Мкассаре все наоборот - желающих плыть мало (вчера ушел ЧИРЕМАЙ на Амбон), пароход стот долго, так что народ заходит по одному человеку в 10 минут.  Вывод: Макассар очень неудобен для халявного проникновения...

Узнал, что NGGAPULU пойдет в 16:00... За утро я успел найти магазин с человеческими ценами и закупился едой: пять покетиков кофе, 4 плюшки и 5 пакетиков лапши. Странно, что рядом с портом продают все втрое дороже.

Часа три я просидел на причале, присматриваясь к трапу. Я ждал своего шанса или сошествия озарения. Но не сошло. Менты не покидают трапа, и билеты проверяют тщательно, чего-то там отрывая. Около часа дня я решил рискнуть - отмахнуться сурабайским билетом. Подошел поближе, дождался момента, когда секьюрити на что-то отвлекся, и пошел. Но с меня запросили билет, оторвали от него кусок (чего не сделали в Сурабайе) и глянули последнюю страницу.
 -Мистер! Your tiket wrong.
Я изобразил легкое удивление и вернулся на причал. Выбора не остается - я зашел в билетную кантору и купил там билет до Бау-Бау за 150 000 рупий. Продавец поинтресовался моими планами, согласился, что в Тернате попасть трудно, но сказал, что с Амбона и с Битунга туда ходит что-то мелкое. За 100 000. 

От Бау-Бау проеду зайцем, сэкономлю 15 долларов.

И вот я на NGGAPULU. Сразу понял, что все пароходы немного разные и рейся у них разные. Здесь, на перегоне Макассар-Амбон, много свободных мест. Торговцы рисом и кофе цены заряжают несущественно. Вообще, здесь приятнее, чем было на "Чиремае". Среди пассажиров заметны явные папуасы. Я удобно устроился на черном, прожженом сигаретами матрасе в относительной близости от розетки. Явился продавец папуасских соронгов, пытающийся втирать их по 100 000 рупий...


Слева от меня соседи-папуасы. Одного зовут Бими, он из Вамены, едет в Джаяпуру. Он круглый, веселый, разговорчивый. Другой - молчаливый. У него солидность старого индейца, он не улыбается, не спрашивает кто я и откуда, и сам ничего не рассказывает.

 

папуасы

 

Вечером ничего не ел - нет аппетита совсем. И нездорово тянет в сон. Так что часов в девять меня срубило...

10 января вокресение. Проблемы.

Я проснулся, когда мы вхдили в порт Бау-Бау. Это небольшой городок на острове, имеющий только водную связь с юго-востоком Сулавеси. На вид вроде бы городок симпатичный, не плоский. В порту кораблей немного, в основном деревянные. Наш пароход швартуется к пирсу, вынесенному далеко в море и вход на этот пирс узкий, его легко перекрыть и контролировать. Народу зашло немного.

 

Бау-Бау, порт
Бау-Бау Бау-Бау

Вокруг еще острова, но погода серая, сырая, небо плотно закрыто облаками, моросит дождь. Часов в семь или восемь мы отчалили, и остров долго тянулся по левому борту. На море высокие волны, и видно, как они разбиваются о берег высокими фонтанами.

После Бау-Бау я на пароходе уже нелегал. Надо где-то скрыться от контроля - я собрал вещи, вышел на корму, поднялся в кафешку. Дождь кончился, в афешке много народу, проникнуть в шлюпку незамеченным сложно. Я прошел в носовую часть, и там, около рубки, когда никого не было видно в окнах, пробрался в спасательный катер. Он удобен - не пропускает дождь, имеет длинные лавки, но на полу скопилась дождевая вода. Подумав, а повесил там гамак и устроился в нем со всеми удобствами. Начал читать "Оливера Твиста", догоняюсь классикой.

Этим утром я убедился, что таки заболел чем-то. Желудок порождал странные ощущения, слегка распухла левая рука - то такая аллергическая реакция, которая обычно ждет ослабления моего организма. Есть не хочу со вчерашнего вечера... Несколько таблеток активированного угля было заглочено утром, поглядим их действие. Решил лежать в гамаке - это неплохое средство самолечения.

Часов в 11 случилось странное - меня нашли. Сперва кто-то заглянул, извинился и исчез. Кто? Зачем? Минут через 15 возникло лицо в голубой рубашке и стало внушать, что тут нельзя и надо бы отсюда и вообще как там с билетом... Больной, я реагировал вяло. Медленно встал, снял гамак, собрал вещи, выполз... Лицо в голубой рубашке завело меня внутрь корабля, потов привело в ресторан (к некоторому моему удивлению), а оттуда - в отсек за рестораном. Вот, говорит, спи здесь. Непонятно... Про билет не спросил. Или он решил, что его однозначно нет и решил не ввязываться в переговоры с белым человеком? На всякий случай я перепрятал свои капиталы, отобрав 35 000 мелочи на тот случай, если будут вымогать взятку. Стоимость перегона - 150 000, обычная взятка около 70-80 тыс, а у меня вот 35... Плюс намерение торговаться до смерти.

Так я оказался в зале коек на 30. Туалет и вода тут же за рестораном - вот только ходить через ресторан не всегда удобно, вид у меня нездоровый, а там цивильные люди бывают. Розетка есть... И во тут меня постигло новое несчастье. Я сел на ноут... В здоровом виде я себе такого не позволяю, а тут... Решил выпить чая, оставил ноут на лежбище, прикрыв спальником (само по себе неправильно), вернулся с чаем, и тупо сел у рюкзака на спальник, насыпать сахар... Итог - пока работает, но на экране рещина в форме острова Сулавеси. Если так и останется, жить можно, но есть начнутся последствия... Сервис в КЛ, а там возьмут прилично... Что еще меня ждет? Стекло очков треснуло, фотоаппарат работает наполовину, ноут треснул, флешка сдохла... И это на 187-й день путешествия.

Вечером я усилием воли загнал себя в душ и выстирал футболку. Потом упал спать, но в ресторане за стеной музыканты начали издавать громкий шум гитарами и барабанами, так что часа два спать было затруднительно.

11 января понедельник. Амбон.

Ночью по связи пробубнили, что скоро Амбон, а в пять утра вошли в порт. Вот кто их научил посещать порты по ночем? Я в полусне собрался и по причине полусна забыл свою футболку, которая сушилась на коробке неподалеку. В ночной темноте спустился на причал, вышел в город. Темно и безмолвно. Хотелось спать - я завернул за ограду какого-то учреждения, нашел там место для гамака и около часа пролежал там в неопределенном состоянии. Но скоро рассвело, зашумели машины, в городе проснулась жизнь и спать стало сложно.

Я встал и для начала пошел в северную сторону, посмотреть, на что похожа амбонская португальская крепость. Идти пришлось недолго - пара кварталов и я увидел серую кипичную стену, совершенно невзрачную и ветхую. Территория крепости занята воинской частью, так что других руин не найти. Я обошел винскую часть справа и у входа, на газоне, обнаружил здоровенную черную курицу. Это был такой мне сигнал, что тут уже не Азия, тут Океания - вот и первая гиперкурица... Я достал фотаппарат пощелкать курицу, что вызвало недовольство охранника воинской части. Не решаясь спушнуть меня, он пытался спугнуть курицу, кторая его откровенно проигнорировала. При своих размерах она может делать, чего хочет. Вот она спокойно подошла ко мне, наклонила голову и подозрительно уставилась на рюкзак. Потом ей стало неинтересно и она утопала куда-то.

Живой казуар на газоне Амбона

Через пару дней меня просветили, что это легендарный казуар...

Я пресек еще пару речек, набрел на рынок, вышел к бухте и вернулся по берегу к причалу. Оттуда сделал заход в южную часть города, где нашелся интернет за 5000. Я рассчитывал на полчаса, но превысил лимит на 2 секунда, а время там считают кусками поп олчаса, вот и пришлось отдать все 5000 за полчаса... Сделав петлю по городу, я решил двигаться в сторону Тулеху, проверить кораблики на Серам. Вообще-то, первым в плане был местный вулкан, но его не видно и не слышно, да и порыв мой остыл после Лаву, так что я решил сунуться туда потом, в последний день. Я уже 10 дней не вылезаю из городов, меня неудержимо тянуло на природу.

Амбон мне понравился. В нем есть что-то южное, тропическое и немного курортное. Он зеленый. Он маленький. В нем много плюшек и вообще всякого полезного товара. Он не давит бетонными коробками или размерами. Тут нет  широченных проспектов и бесполезных оград. Тут все маленькое и домашнее. Разве что речки до предела закиданы мусором и море тоже не блещет...

 

карта Амбона

 

Дорога на Тулеху ведет вдоль моря. Слева к дороге лепятся домики, они висят над морем и оно шумит где-то внизу. Срава - скалы, и на них тоже прицепились домики. Я прошел несколько километров. Город совсем кончился, слева появился выход к морю в виде площадки пустующего ресторана. Я поглядел на воду и противоположный берег бухты... А там, кстати, тоже какие-то сухогрузы... Пошел дождь, я ушел под навес и там заснул минут на 20. Непонятно: у меня ничего не болит, но остояние вялое, голова не соображает и тянет в сон... Проснувшись, я вышел на дорогу. Пора ловить машины. Я вдруг сообразил, что не помню, как это делается. Что-то там надо сказать... Голова не работала совсем. Это состояние показалось мне знакомым - не реакция ли это на неродную воду? Это лкчится спиртным, но где его взять? Я стал присматриваться к магазинчикам в поисках пива. Ничего. Христианские районы, а пива нет... Церкви - через квартал. И новогодние елки в виде столбов, утыканых стержнями и обмотанных белым мочалом... А пива нет. Остновился грузовичок, отвез мена в Пасо. Это городок на перешейке, где стыкуются два острова. Слева от трассы сперва море, потом густые мангры.


В Пасо я нашел пиво. За 11 000 мне продали настоящий San-Miguel, легендарное филипинское пиво, мини-бутылка. Я выпил за углом половину. Горькое - то ли пивовары схалтурили, то ли у меня вкусовые ощущения изменились... Я нашел выход к морю и там допил это пиво. Море - это уже на амбонская бухта, а океан, почти чистый. 

 

берег в Пасо

В Пасо меня подобрала машина, высадив где-то километрах в четырех перед Тулеху. Оттуда еще одна легковая вывезла в город и показала какие-то лодки. Вот, мол, это тебе. В Тулеху меня встретили вопросом: "На Сапаруа??" Похоже, все белые едут отсюда только на Сапаруа. Я спросил, почем тут это Сапаруа. Мне говорят - вон спидбоут за 700 000. Солнышки. В двух километрах есть ещее причал, я пошел туда...

Тулеху
Тулеху
Тулеху

 

На причале уже стояло нечто, похожее на "ракету". У кассы висела бумажка, где было написано, что куда-то там стоит 40 000. Я спросил, на эту ли самую ракету, но мне сказали - ни фига, эта 91 000. Идет куда-то на Серам, а куда - мне не очень понятно. Но все равно, деньги немыслимые. Из Тулеху нет смысла уплывать куда-либо...

ДинамоЧего теперь? Время к вечеру. Я решил упасть спать на красивом берегу, а с утра что-нибудь придумать. И пошел вперед. Дорога идет все время вдоль моря, берег галечный, но там растет что-то вроде скошеного тростника, мангры местами. Остатки набережной. В одном месте у трассы - бетонный дот цилиндрической формы. Потом я видел еще один на берегу. Неужели японский? Но еще удивительнее дота была лодка, фотографию которой привожу справа... Пусть соотечественники Сапунова знают - память о них не угасла на Молукках!

 

Я дошел до окраины села Мааи и там узнал, что нормальный пляж далеко, а обыкновенный прямо тут, а деревьями. Вышел я к этому пляжу... Галька, руины набережной, лодки, тишина. Я поставил на гальке палатку, чем привлек внимание кучки детей, потом сел на бетонной глыбе набережной и стал смотреть на море. У меня туповатое состояние после болезни. Дети сказали, что мою палату смоет приливом. Пришел взрослый дядька и подтвердил - смоет нафиг. А я сидел и гадал, того ли возраста дети, чтобы при них можно было раздеваться до трусов и лезть в море... 

 
Дядька задал обычные вопросы - куда я и кто я, и что делаю завтра. Я говорю - хотел вот на Серам, да дорого. Он говорит - а вон в Лианге есть ферри на Серам за 12 000. Ого... А на моей лп-карте Лианг обозначен, как просто городок, да еще на тупиковом участке трассы. А там  паромы на Серам!
...


12 января вторник. Остров Серам.

Я проснулся, когда взошло солнце и в палатке стало несколько душно. Проснулось что-то вроде слабого голода. Ну наконец-то. Я съел вчерашние бананы, собрался... Погода солнечная, влажно, даже немного душно. Я вышел на дорогу и двинулся в сторону Лианга, до которого около 7 километров. Мимо изредка проносятся мотоциклы, некоторые предлагают подвезти, но без денег им неинтересно. Они хотят кто 5000, кто 10 000 за оставшиеся 5 киломеров. Редкие легковые хладнокровно проносятся мимо. Микроавтобусы наоборот, сбавляют скорость и ждут моей реакции... Я прошел километра три или четыре, гадая, опаздаю ли на паром и что делать, если опаздаю. Остановилась легковая и предложила мне прокатиться до паррома всего за 100 000.

-Anda suka uwang?(Вы любите деньги?) - ласково спросил я.
-Ya! Suka! -  откровенно ответил водитель  что-то там еще пояснил.

Мне осталось 3 километра, когда тормознулся пикап. Внутри был трое, один - подозрительно неместной внешности. Я запрыгнул в кузов, размышляя, не яванец ли меня взял. Как бы не вышло, что севернее Тулеху автостоп возможен только на яванцах... Машина доехала до Лианга, свернула на объездную (узкая полоска асфальта через лес) и приехала в какую-то деревню. Мне пояснили, что тут надо кое-что подремонтировать, а потом мне покажут паром. Главный в этой машине и впрямь оказался яванцем из Сурабайи - он с подручными чинил тут какую-то проводку. Они забрали из кузова лестницу и убрели минут на десять. А я осмотрелся в поисках чая, не нашел его, и за 1500 взял в холодильнике магазинчика пластиковый стаканчик желеобразного сока. Молукки начинают напоминать мне Таиланд - тут не только чай и кофе, тут и кое-что еще можно отловить.

Яванец вернулся и мы двинули обратно, в Лианг. Проехали вдоль моря - сперва показался берег в виде настоящего кораллового рифа, а потом пляж, огороженный бетонным забором и плотно уставленный деревянными беседками. Вход - через серьезное КПП, где, однако, никого нет. Но в целом пляж неинтересный.

Было чуть менее десяти, когда меня высадили в лиангском "порту". Там уже народ, грузовики, легковые, всякая торговля, несколько кафешек. Билет стоит 12 000 взрослый и 9 000 детский. Я подумал, не висаться ли в грузовик, но все грузовики в поле зрения были плотно загружены и кабины переполнены, так что я махнул рукой и пожертвовал 12 000. До парома еще час, как мне сказали. Паром будет плыть около часа и прибудет в некое место, откуда можно попасть в Масохи или в Пиру. Я нашел едальню с розеткой и устроился там с ноутом. Трещина монитора начинает порождать небольшое пятно. Но, думаю, еще неделю продержится... В едальне неплохой чай по 3000, а еда аж по 12 000.

Часов около 11 пришел паром, выпустил на пирс толпу народа, после чего дали команду на заход и толпа рванула занимать места. Контролеры, расставив руки, пытались их задержать или хотя бы успеть вырвать билеты из рук. Я понял, что не по делу растратил 12 000 - при такой системе я мог спокойно войти на пирс с пляжа. Так что если кто хочет на Серам - это почти бесплатно.

Я сразу поднялся на верхнюю палубу, повесил там гамак и устроился с удобствами - единственным неудобством было солнце, которое время от времени показывалось из облаков и ощутимо жгло. Я вспомнил Илью, который заработал ожог за 6 чсов на солнце Лаоса. Хорошо, что на экваторе не бывает подряд шести часов солнца...

Паром медленно попер влево от причала, мимо лианского пляжа. А пляж неплохой... Белый песок, потом бело-голубая полоса мелководья, потом сразу темносинее море. Не иначе - риф... И вправо от причала берег тоже песчанный и белый. Без гальки и мангров, как в Тулеху или Мааи. Если нарисуется свободное время, тут можно повисеть.

Около 14:00 паром пришвартовался к причалу в Вайпиру. На суше сразу же плотная толпа мотоциклистов и таксистов. бнаружилось странное - до Масохи тут аж 150 километров. По моей карте - вроде бы менее сотни, но она не отражает извилистости. А тут по столбикам все четко... 40 кило до первого городка...

С автостопом на Сераме сложно. Машины останавливаются сами, но по лицам водителей видно - они уже дали страшную клятву никого никогда не возить бесплатно. Одна легковая взяла, провезла метров 500, но опомнилась и высадила. Я же пока высмотрел себе едальню и решил в виде эксперимента съесть еды. Миска риса со всякой всячиной тут идет по 7000. Не смертельно. Я съел это рис и пошел дальше. Взяла легковая, провезла немного, километров с 20, но вспомнила про клятву и высадила с какими-то мутными пояснениями. Минут через 20 меня подобрала легковая. Уже внутри я подумал, что она как-то легко и без вопросов подобрала. Внутри водитель и какие-то тетки. Приехали в большое село - две тетки вышли и вручили водителю деньги.  "Вы - такси?" Он кивнул. Я извинился и покинул этот автомобиль...

Дело шло медленно. До Масохи - 150, а еще надо будет обратно возвращаться. Дорога глухая, как в Лаосе, на ней только маленькие деревни, а за деревнями - тропический лес. В одной деревне бабка продавала коктейли за 2000. Делается так: в миксер заливается стакан воды. Засыпается лед. Ложка сахара. Высыпается пакетик какой-то химии. Все это взбивется до состояния пены. И, кстати, пить можно. И ничего, что химия - мы тут не привередливые на краю мира. Пока пил, бабка вручила в виде подарка большой кусок горячего бисквита. Вот есть же правильные серамцы? 

Поселки вроде Вайпири еще сохранили остатки голландской культуры. Они чистые. Домики аккуратные, с газончиками. Везде стоят голландского вида церкви. Или просто дома с крестами и какими-то надписями. Ну чисто голландская деревня. А автостоп тут дохлый. Какая связь? Или голландцы привнесли сюда воспетую Вебером "протестантскую этику и дух капитализма"?  Мусульманские районы явно интереснее в плане автостопа, но они и грязнее. В Коране про мусор сказано только то, что он есть. В Библии тоже упоминается пару раз только, но зато там есть упоминание о выметании мусора дочиста (3-я Книга Царств, 14:10), что, видимо, и сказалось на судьбе острова Серам.

........................

13 января, среда Масохи.

Проснулся нпонятно когда. Амбонское время на час опережает макассарское. Из рума-раджа я вышел после девяти утра, когда кончился дождь, это удет 7 утра яванского времени... Нео серое, что-то слабо капает. Мимо пролетело два грузовика, не оратив на меня внимания. Я пошел вперед и начал одолевать крутой подъем, как показался третий грузовик. Я подумал, что мне не повезло, ибо они и в удобных-то местах не очень останавливаются, а тут горка... Но он остановился! И забрал меня в Масохи. Даже не верится.

В Масохи я был в 11:30 местного времени. Сыро. Нашлась еда по 7000 и чай по 2000, чуть позже нашелся интернет за 6000, что весьма недешево, но это Серам, тут выбирать не приходится. 
© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.020760059356689 сек.