Города

Последняя редакция 10 мая 2010

 

Одна из особенностей Китая в том, что города не являются в нем первостепенными объектами для посещения. В массе они сильно модернизированны и найти там старую застройку очень сложно. Так же это довольно грязные места из-за высокой населенности. Городов в Китае много и они большие, особенно на востоке. Любой кружочек на карте (по справедливому замечанию Г. Кубатьяна) может оказаться труднопроходимым мегаполисом с высотными зданиями и сложной системой дорожных развязок. Поэтому маршрут путешествия лучше прокладывать мимо городов, ориентируясь на иные интересные объекты. Город стоит посещать, если вы заране знаете о наличии в нем чего-то интересного.

 

От городов (крупных) может быть некоторая польза. Там размещаются Visa Office; там можно приобрести карту города или провинции; там можно найти интернет или поменять деньги. Там бывают консульства (Пекин, Шэньян, Куньмин, Гуанчжоу, Шанхай).

 

В китайских городах малополезно искать храмы - их там почти нет. Разве что как архитектурные памятники с платным входом, юаней по 10. Сказывается последствие "культурной революции": практически все было снесено в 70-е годы, и только часть самых значимых восстановлена в 90-е. Для сравнения стоит посетить Вьетнам, где храмы не рушили, и получить представление о том, сколько их было в Китае до "революции". Действительно много.

 

Города Китая иногда обеспечены стендами-картами, иногда карты там хотя бы продаются. Иногда карты не продаются или выполнены неинтересно. В любом случае, улицы большинства городов имеют удобные вывески (чаще у перекрестков) с названием иероглифами, которое дублируется латиницей(а кое-где тибетским языком). Очень полезное свойство таких вывесок - обозначение их ориентации по сторонам света. То есть, на вывеске иероглифами написано "север-юг" или "запад-восток". Другое полезное свойство городов - они часто имеют геометрическую планировку, то есть, улицы проложены правильной сеткой. При наличии карты ориентироваться в городах просто. Отдельно про улицы см. ниже.

 

На западе Китая названия улиц (и указателей) могут дублироваться на монгольском, тибетском, или на уйгурском, как на картинке слева. Тут улица Син-Чэн-Си-Лу имеет китайско-уйгурское написание.

 

Пищевые циклы: в городах еда разнообразнее и количественнее, чем в провинции. Как уже сказано в разделе Еда, ее количество и качество зависит от времени. Больше всего дешевой качественной еды появляется утром, примерно с 7:00 до 9:00. Далее функционируют только стационарные едальни с ценами среднего уровня, а в вечернее время появляется несерьезная пища. Поэтому выгодно ночевать в городе, и совершать набеги на еду рано утром. (Такая цикличность свойственна всей Юго-Восточной Азии, особенно Тайланду и Вьетнаму.) Все города имеют различные пищевые свойства. например, В Пекине совсем мало интересной еды.

 

Вредная особенность китайских городов: иногда они имеют одноименный город-спутник, что мешает ориентированию. Например, города Шаошан и Юэян в провинции Хунань именно таковы.

 

Выход из города как правило долог и утомителен. (Выход из Нанкина занял у меня часа два) Если есть карта то можно попробовать выехать поездом до ближайшего пригорода, находящегося на нужной трассе. В ином случае стоит идти, спрашивая направление на ближайший пригород. Например, находясь в Сиани не стоит спрашивать, где дорога на Пекин - это мало кто знает. Лучше выбрать на карте крупный пригород и выходить на него. Самое же удобное и полезное - автобусы.

 

Алгоритм такой: идете в интернет и открываете гугль-карты, смотрите нужный город. Находите начало нужного вам автобана или федералки. Обычно у начала автобана есть конечная остановка какого-нибудь автобуса. На гугль-картах они обозначены. Сморите, какие автобусы сюда идут, и прослеживаете их маршрут до центра города. И все. Находим автобус, платим 1 юань и едем прямо до автобана. Не во всех городах эта система удобна, но в большинстве случаем работает.

 

китайские автобусы

 

Иногда автобус идет от окраины города за город, довольно далеко. Например, автобус №11 идет от окраин Чжэньчжоу далеко в провинцию в сторону Лояна. Маршруты автобусов можно иногда найти на бумажных картах.

 

Названия городов чаще состоят из двух иероглифов. Основные города имеет смысл знать для удобства ориентировки. Иероглифическое написание городов и провинций можно найти у меня.

 

Ситистоп и Китае возможен, но крайне затруднен обилием велосипедистов, такси, автобусов и иного рейсового транспорта.

 

В вечернее время в городах наблюдается активная ночная жизнь - появляются продавцы всяких вкусностей. Ночью города вымирают до утра, в это время принято спать. На ночь китайцы запирают все, что можно запереть, даже целые кварталы.

 

С первого впечатления китайский город может вам не понравиться - небоскребы, банки, много стекла, бетона, рекламы и прочей современности. Искатели экзотики будут разочарованы. Но на самом деле экзотика существует, только хитро запрятана. Мне она попадалась. Фокус в том, что надо свернуть с большого проспекта и убрести куда-нибудь в трущобу. Например, в Чэнду некоторые проспекты провели прямо через старую деревянную застройку, отгородив ее стеной. Вы идете как по Новому Арбату, но если найдете лазейку - шаг в сторону и получайте 19 век. Легко найти такие кварталы в Чанша. Еще легче в уйгурских городах.

 

Я нашел 19-й век в городе Чжамынь провинции Гуанчжоу. Случайно набрел на район с одноэтажными цвета керамики домами, с тумбами-кумирнями, черепичными крышами и медитативными старичками. А в 500 метрах за домами гудел модерновый проспект.

 

Города пустынной части цивильного Китая напоминают казахские. Те же серо-белые корпуса, что у нас на любой окраине. Таков, например, Урумчи в северной части.

 

Глобализация наступает с Востока. Современная цивилизация постепенно приходит в Китай и медленно душит его уличную культуру, при этом она движется с востока на запад. То есть, постепенно вытесняются частники, торгующие дешевой едой с тележек и воообще всякий "стрит-фуд". Уличной торговли уже мало в Гуанчжоу, Нанкине, Сучжоу, Ханчжоу. Наверное, и в Шанхае. На их место приходит что-то вроде китайского фастфуда - я вперые обратил на него внимание в Наннине. Там та же лапша по 2-2,5 юаня, но уже шаблонный интерьер и касса на входе. В центральном Китае этого еще нет, даже в Сиани еще можно найти едальни с земляным полом.

 

ГОРОДА-ПРИЗРАКИ Есть и такие. Явление распространено в глухих углах Уйгурии, в провинции Цинхай и Ганьсу. Такой город обозначен на карте, но отсутствует в реальности. Иногда от него присутствует только вывеска. Возможно, в отдельных случаях он существует, но расположен где-то сильно в стороне от трассы. Например, на трассе 315 между провинцией Цинхай и уйгурским городом Жоцян городов и поселков нет! Множество населенных пунктов в западном Цинхай именно города-призраки. Это опасное свойство Китая, особенно если вы перемещаетесь в холодное время суток прыжками от города до города.


Имеет смысл посетить города: Пекин(все же столица), Куньмин (скромный размерами), Чэнду (не сильно испорчен), Сиань (масса интересных памятников). Ханчжоу(красивое озеро), Нанкин, Кашгар, Гуйлинь, Гуйян. Есть и иные.

 

Города, пропустив которые, вы мало потеряете: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Тайюань, Урумчи, Наньнин, Сичан, Чжаньчжоу, Ханькоу, Инин. Иные не возьмусь обсуждать.


ЗАКРЫТЫЕ ГОРОДА. Важно знать о существовании таких городов. Суть их заключается в том, что иностранцам запрещено пребывание на территории города, хотя разрешен сквозной проезд. Попадание в такой город влечет за собой задержание, допрос, обыск, депортацию и вообще большую потерю времени.

 

В один такой город попал Вадим Назаренко:

 

"Где-то между Гуйяном и Чаншой нас вечером покормили на наши 2 юаня в кафе, и мужик нам говорит - так вечер, где вы будете шуэй дзяо? Давайте я вам помогу! Будете спать у меня. Ведет, по дороге звонит, приезжает полиция - вот, показывает - они вас поселят! Едем в ментуру, деревянные лавки, менты вежливы, но секут - чтоб не сбегли. Сидим, ждем. Приходит мужик в гражданском, по виду - типичный КГБист, выправка, каменное лицо. Показывает ксиву на китайском и на неплохом английском говорит - я, дескать, сотрудник ПСБ (КГБ) по этому городу, город секретный, закрыт для иностранцев. Ура! Он говорит по-английски. Объясняю, что мы не знали, извиняемся, он говорит, что обьяснений недостаточно, и он нас должен депортировать - из этого города. Достаю карту и торгуемся, до куда нас депортировать - сходимся на 51 километре. Везут на вокзал, следят за тем, чтобы мы купили билеты, сдают вокзальным ментам. Менты даже не последили, сели ли мы на поезд - или следили ненавязчиво."

 

Мне довелось попасть в закрытый город Шанжао (провинция Цзянси), где я всего-навсего вышел на автобане. Меня задержала автобанная полиция, вызвала КГБ, меня очень вежливо допросили, обыскали, обфотографировали, извинились и застопили мне машину на Ханьчжоу. Но потеря времени составила около 6-ти часов.


Улицы Китая. Планировка китайских городов имеет общие черты, которые помогают в них ориентироваться. Важно иметь в виду следующее. Если улица идет через весь город, то она обычно делится на 3 части: северную, центральную и южную или, соответственно, западную, центральную и восточную. Так, в Гуйлине, улица Чжунсан состоит из трех частей: Zhongshan Beilu, Zhongshan Zhonglu, Zhongshan Nanlu. Часто улицу делят только на две части - например, в Харбине улица Дачжи состоит из восточной и западной половин. Если улица выглядит, как Садовое Кольцо, то она делится на четыре части по сторонам света. Например, кольцо Yihuan в Ченду состоит из улиц Bei Yihuan Lu, Dong Yihuan Lu и тд.

 

Подобно тому, как в советское время в каждом городе была улица Ленина или Советская, так и в китайских городах есть свои любимые названия. Почти в любом городе есть "Народная улица":

 

- Жэньминь, Renmin. Это обычно самая главная улица где-то в центре. Если хотите попасть в центр, спрашивайте Жэньминь Лу. (Главная вертикаль в Чэнду, главная горизонталь в Куньмине и Кашгаре, главная вертикаль в Чаньчуне.)

 

- Синьхуа, Xinhua. Что-то вроде "Новоцветочная". Неясно, чем это название так привлекает, но попадается она очень часто.(Одна из основных улиц в Чунцине, главная в Хуххотэ, и тд.)

 

- Цзефан, Jiefang. - "Освобождения", тоже распространена. Идет через центр городов Нинбо, Чанша и Шэньчжэнь, образует кольцо в городе Wuxi, является крупнейшим центральным проспектом в Гуанчжоу, Кашгаре и тд. Мне показалось, что возле этой улицы любит обосновываться иммиграционка.

 

Гун-юань, Народный Парк. Как и народный проспект, он есть в каждом китайском городе. Иногда их несколько. Возле такого парка удобно назначать стрелки. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев такие парки платны. Например, парк в городе Гуйян стоит 6 юаней. Бывает по 2 юаня. Если парк большой и в нем есть горы, то в нем вполне можно замаскироваться и ночевать с палаткой.

 

См. также: Пекин, Порт-Артур


телефонные коды городов

Гуанчжоу

20

Гуйян

851

Иньчуань

951

Куньмин

871

Ланьчжоу

931

Наньнин

771

Нанчан

791

Пекин

10

Сиань

29

Синин

971

Тайюань

351

Тяньцзинь

22

Фучжоу

591

Ханчжоу

571

Харбин

451

Хух-Хото

471

Хэфэй

551

Цзинань

531

Цзиньчжоу

371

Чанчунь

431

Чанша

731

Шанхай

21

Шэньян

24
Яндекс цитирования
© muhranoff.ru 2002-2017
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Техническая поддержка Илья
Страница сформирована за 0.016308069229126 сек.