УЙГУРИЯ

chinauig.gifпоследняя редакция - 11июня 2007

 

Синцзян-Уйгурский автономный район - самая большая Китайская провинция, поглощающая 16% всей территории страны. Стратегически важная область, граничащая с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Монголией и, в каком-то смысле, с Россией. Ключевая провинция в случае попадания в Китай с запада. Население в значительной мере уйгуры - тюркоязычный народ, мусульмане, использующие арабскую графику. Все указатели в Уйгурии дублированы именно этой письменностью. Города как правило имеют двойное название - китайское и уйгурское(например, Шаче-Яркенд). Так же в провинции обитают: казахи, монголы, киргизы и племя хибэ. Причем трасса Хоргоз-Хами сильно китаизирована и уйгурского на ней мало, а вот южный край провинции(трасса 315) населен почти исключительно уйгурами и больше похож на Казахстан.

 

На автомобильных номерах иероглиф "Xin".

 

Автостоп здесь своеобразный, на остальной китайский не похож. Он быстр и легок на севере, где хорошие дороги и много киатйцев, а вот на юге (траса 315) осложнен двумя факторами: малочисленостью машин и деньгопросностью. Здесь машина может остановиться вам посреди пустыни, спросить деньги и, в случае отказа, хлопнуть дверью и уехать. Хорошо везут только китайцы, но их на юге мало. Здесь полезно знать уйгурские названия городов; при этом китайцы не понимают уйгурские названия, а уйгуры - китайские. В целом в провинции получается "прыгающий" автостоп: вы ловите машину от оазиса до оазиса, например, из Жоцяна в Чемо. Так, прыжками по 100-200 километров, и проходится провинция. Ибо между оазисами все равно никто не живет.

 

Сказывается и мусульманский менталитет. В Уйгурии несложно найти вписку, на подобные просьбы население реагирует спокойно и адекватно.

 

Архитектурно провинция ничем не выделяется, даже мечетей тут немного. В районе Турфана и Урумчи распространены сушилки для винограда - сложенные в один кирпич с промежутками. Получается стена с дырками. Смотрится экзотично. Существуют археологические древности, например - мертвый город Цзяохэ.

 

Через провинцию проходит великая трасса № 312(Шанхай-Инин), она же Великий Шелковый Путь. По ней попадают из Казахстана в Центральный Китай и выбираются из Китая в Казахстан. Трасса проходится быстро; сейчас параллельно возводится автобан, так что проходимость Уйгурии скоро возрастет. От Урумчи трасса проходится прыжками: Урумчи-Турфан-Хами-Анси.

 

Трасса №314 идет из Урумчи на Каракорум и Пакистан, многие туристы мира знакомы с этой трассой.

 

Любопытная трасса №315 начинается примерно в Кашгаре, идет по краю пустыни Такла-Макан, уходит в горы провинции Цинхай и заканчивается в Синине. (Строго говоря, начинается она как раз в Синине. Общая протяженность 2913 км.) Хороший асфальт на всем ее протяжении, но с машинами иногда напряженно, тут можно провисеть 2-3 часа. Стоит учитывать и повышеную деньгопросность в этом районе. Важно: асфальт кончается в Жоцяне! Далее на восток - гравийка и серпантины! Если вы надумали ехать в Цинхай через Жоцян, будьте готовы к некоторому экстриму.

 

От этой трассы в городе Ечэн отслаиватся знаменитая трасса №219 - путь на Тибет и Лхасу.

 

Трасса №218 начинается в Инине, дублирует дорогу на Урумчи, потом сворачивает к озеру Баграшкель и пересекает пустыню, обрываясь в городе Жоцян, на трассе №315. Внимание! примерно в 200 километрах от Инина, в районе Синъюаня, имеется ЗАКРЫТАЯ ЗОНА, попадание в которую чревато депортацией обратно в Инин.

 

Две маленькие трассы - №216 и №217 обслуживают северный угол провинции и стратегически не важны.

 

Еда в Уйгурии по преимуществу среднеазиатская, китайская лапша тут плавно превращается в лагман. Появляются классические лепешки или особенные, местные, с дырками, жареные в масле за 1 юань. За лагман тут берут 5 юаней, хотя с иностранцев стараются взять все 10.

 

Урумчи (Urumqi, Wulumuqi, до 1955 года: Ди-Хуа) - крупный (более миллиона жителей) город в 1800 км. от Ланьчжоу и в 632 от пограничного Хоргоза. 312-я трасса пронзает город с юга на север, сохраняя в черте города свойства автобана (ограждения, запреты и развязки). Если надо уехать на восток, идите на юг, это несложно. А вот если двигаетесь на запад, к границе, придется помучиться - выезд несколько запутан. Имеет смысл спрашивать направление на Чанцзи(Changji) - это западнее, на трассе 312.

 

Автобан пересекает весь город вертикальной линией, кварталом западнее проходит параллельная ему улица Xinhua.

 

В центре города существует платный парк, прямо сбоку от автобана. Примерно от середины парка, от автобана, начинается улица Minzhu. Она идет на восток, пересекает Xinhua, затем следует хорошо различимая на картах звезда из пяти улиц, потом пересекает Jiefang, чуть дальше Minzhu заканчивается, в этом месте обитают PSB и Bank of China. Кстати, Jiefang идет от бывших Южных ворот до бывших Северных через весь центр древнего города. Вокруг сейчас сосредоточены все основные отели, банки и пр. и пр.
 

Севернее центра можно найти высокую гору (на картых часто рисуется как длинный парк) с хорошими видами на город. На горе - деревья, чайная, источник воды.

 

В Урумчи много винограда... Вообще же город новостроенный, и окраинные его районы скучны и серы, чем-то напоминают степные города Средней Азии. Архитектура окраин совершенно советская. В городе пыльно, но сухо и относительно чисто. Интернет должен быть, но он тут не на виду.

 

Акэсу(Аксу) (Akesu) - райцентр на западе провинции, на 314-й трассе, на реке Тарим (Талиму-Хэ). Центр с парком примыкает к реке, планообразующим является перекресток четырех улиц Dajie - Северной, Южной, Восточной и Западной. До Кашгара 457 километров, до Куча - 260, до Корла - 545. Имеется ж/д. На автомобильных номерах буква N.

 

Бурцзинь (Buerjin) - город на 217-й трассе в 108 километрах от погранперехода Зайсан. 560 километров до Урумчи. Дорога приличная, асфальт. Окрестности - горы(Китайский Алтай), рядом красивое озеро Ханас, есть лес и вообще очень красиво. В тех местах что-то вроде заповедника и закрытая для иностранцев территория, для проникновения полагается брать в Бурдзине пермит за 50 юаней, но М. Валдатса в 2002 пропустили так после некоторых уговоров.

 

Основа городской планировки - перекресток Wenming и Xinfu. На последней расположено PSB (метров 300 на запад от перекрестка), по первой - выходить на юг, на Урумчи.

 

Вашшахри - оазис и город в южной Уйгурии, в 80 километрах на запад от Жоцяна. Глядя на карту, можно принять его за обычный город-призрак, но Вашшахри действительно существует. Населен исключительно уйгурами. Трасса идет прямо через город, справа и слева едальни, торгующие лагманами и лапшой. Город Вашшахри меньше Жоцяна, а вот сам оазис покрупнее, чтобы из него выйти, надо протопать 4-5 километров мимо огородов, садов и тополиных посадок.

 

Душаньцзы (Dushanzi) - город в западной части на пересечении 217 и 312 трасс. 220 от Урумчи, 130 от Карамай, 707 до Куча.

 

Жоцян (Ruoqiang), Чарклык - небольшой оазис и город на юге провинции, на краю пустыни на 315-й трассе(1570-й километр), на северной ее стороне. Имется даже нечто вроде пешеходной зоны в одну улицу, на которой присутствует интернет.Эта улица упирается в рынок, довольно скромный.

 

На запад 80 километров до Вашшахри. 345 километров до Чемо, 650 до Минфына. С севера через пустыню ведет трасса 218. 439 километра до Корла, 1057 до Инина. В 110 километрах на восток - перевал, там начинается Тибет. НО! Дорогу на Цинхай найти сложно. На восток из Жоцяна идет хорошая асфальтовая трасса, от которой примерно через 10 километров ответвляется вправо совершенно неприметная гарфийка. За рекой Лайланхэ дорога уходит в каньон, идет по руслу реки, затем начинает петлять серпантинами. Траффик очень слабый, населенных пунктов нет (хотя на картах они могут быть бозначены), воды мало. Первый населенный пункт - на цинхайской границе, и то справа от трассы, километрах в двух.

 

Инин (Yining) он же Кульджа- город неподалеку от погранперехода Хоргоз (68 км.), на 218-й трассе. Название города происходит от реки Или, на которой он расположен. Иногда его так и называют - Или. Ничего стоящего не запримечено. Есть интернет. Много дешевых товаров, так что если вы въехали в Китай чеерз Хоргоз, стоит завернуть сюда для приобретения нужных вещей. Есть прямая трасса на Урумчи.

 

Через город идет улица Jiefang - сперва на юго-восток, потом поворачивает на юг; двигаясь по ней на юг можно через 4 километра выйти к реке Или. На улице находится Bank of China. PSB находится на единственной крупной площади.

 

Сайрам-Нур (Selimu-hu) Пресноводное озеро в ста километрах восточнее Инина. Трасса №312 проходит прямо по берегу. Рядом лес, юрты кочевников, красивые горки. Идеальное место для стоянки, что китайцы сами сообразили и поставили там что-то вроде кемпинга. Однако, озеро большое. Думаю, можно попробовать вписаться и в юрту. Западнее озера - сказочные горы, причем есть источники воды. Если вы покидаете Китай и у вас остался лишний день, имеет смысл провести его именно тут.

 

Каши (Kashi), Кашгар - М. Валдатс, посетивший город в 2002, сообщает: "В Кашгар заезжать конечно стоит (и я сомневаюсь, можно ли этот город как-то объехать). В Кашгаре есть новая и старая части. В новой - одна из самых больших статуй Мао во всем Китае и платный парк напротив, в старой - базар. Базар в основном - дыни и арбузы но все-таки интересно; каждое воскресение - Большой Базар, на который едут много туристов, но и обычный интересен. Палатку в центре поставить, по-моему, нельзя. Но город не слишком большой, из города на Каракорумскую трассу мы выходили пешком - без проблем. В другие направления - не знаю. Еще в Кашгаре запомнился такой особый напиток, продаваемый на каждом углу - лед, сироп и какое-то кислое молочное изделие похожее на сметану. Очень вкусно."

 

Кашгар одно из немногих мест в Китае, где по утрам продается горячее молоко (1 юань) с жареными плюшками (1 юань). Так же тут можно найти щербет и холодные кисломолочные продукты. В старом городе продается множество сувенирных ножей, причем этот бизнес популярен на всем пространстве от Кашгара до Хотана.

 



 

Основа города - перекресток больших улиц Renmin и Jiefang. Jiefang - вертикаль, по ней выходить на север, на Урумчи, по ней же - выходить на юг, на Хотан и Яркенд. Километром западнее перекрестка - большая звезда улиц, от которой на юго-запад уходит дорога на Пакистан. На Renmin находятся все основные интернет-кафе, банки, там же одно из PSB (дом 67). В северо-западном секторе перекрестка: еще одно PSB, мечеть, госпиталь, рынки и базары. Мечеть Кашгара(Idkah jamsi) - одна из самых больших в Китае, построена в 1442 году, потом разрушена, потом снова отстроена. Вход - три юаня. Если обойти мечеть справа или слева, там будет симпатичный старый квартал.

 

Именно в Кашгаре Нотку Кислицкую арестовали за установку палатки в неправильном месте(2004) и продержали пару дней в полиции.

Ечэн (Yecheng) Каргалык - город на 315-й трассе, на пути из Кашгара в Цинхай. Здесь начинается 219-я трасса на Тибет. 315 километров от Кашгара, 253 до Хотана, 63 до Шаче(Яркенд). Имееется любопытный Старый Город, мечеть и базар.

 

Карамай (Kelamayi) - крупный город на севере провинции, на 217-й трассе, в 130 километрах от Душанцзи(перекресток с 312-й). 290 до Буерцзиня.

 

Корла (Kuerle) - город в центре провинции у озера Баграшкель (полсотни километров от озера). Здесь 314-я трасса пересекается с 218-й, ведущей в Цинхай. 285 до Куча, 439 до Жоцяня, примерно 380 до Турфана.

 

Куча (Kuche) - город (63 000 жителей) на 314-й трассе, на север ведет 217-я трасса. 285 до Корла, 260 до Аксу, около 700 до Душанцзы(312-я трасса) и около 220 до пересечения с 218-й трассой. Есть ж/д. Вокруг города разбросаны "Пещеры тысячи будд(Qianfo Dong)", а так же руины 4-х древних городов: 1) руины Qiuci в черте города 2) Руины Subashi в 23 км. на северо-восток 3) руины Wushkat в 20 км. на юг 4) руины Tonggusibashi в 60 км. на юго-запад.

 

По пятницам чуть к западу от города собирается Базар, еще чуть западнее находится Большая Мечеть.

 

Турфан (Tulufan) - город в 200 километрах от Урумчи, приблизительно прямоугольной планировки, расположен к югу от трассы №312 и при необходимости его можно миновать без проблем. От трассы до центра можно дойти пешком, хотя это несколько утомительно. Город расположен на плоской теплой равнине возле Турфанской впадины (-154 метра от уровня моря.) Особенность - обилие винограда в осенний период. Если ехать к городу с востока, то за 30 километров трасса пойдет вниз через красивый каньон с речкой. Удобно для стоянок. То есть торчать в городе ночью нелогично. Такой же каньон имеется западнее города, где трасса уходит наверх. Сам по себе город новостроеный, есть несколько мечетей, попадаются дома дырчатой постройки.

 

В 9 километрах от центра города на запад находится древний тохарский и чешийский город Цзяохэ, некогда крупнейший в этом регионе. Подробности про Цзяохэ >>> 

 

Хами (Hami) - в прошлом знаменитый оазис, посещенный Пржевальским. Сейчас трасса обходит его стороной. 600 километров до Урумчи, 430 до Турфана, 323 до Анси.

 

Хэтянь (Hetian) Хотан - стотысячник на 315-й трассе. На автомобильных номерах буква R.Расположен на южной стороне трассы, так что в него надо специально заходить. Имеется банк и воскресный рынок. Во множестве продаются помидоры, лепешки, вареные яйца(0,5Ю) и лагманы всех видов(5Ю). Мне город запомнился очень вкусной водой из колонок. Город знаменит своими полудрагоцеными камнями, которые добывают в русле пересохшей реки на восточной окраине города . Там можно увидеть много людей с лопатами, и в самом городе на рынках везде продают камни. Один такой мне однажды подарили со словами, что это "знаменитый хетяньский камень!"

 

Хоргос(Huoerguosi) - пограничный город, стремительно разрастающийся. Здесь можно поменять доллары или евро на юани и продать юани за тенге, иногда очень выгодно. Менялы пасутся прямо у ограждения терминала. Часто меняют деньги в магазинах и едальнях. Выходить из города имеет смысл, спрашивая дорогу на Инин или оринтируясь по столбикам 12-й трассы. 30 километров до Циньсуйхэ, где развилка. От развилки еще 60 километров до города Инин по 218-й трассе, и 500 до Урумчи по 312-й.

 

Цемо (Qiemo), Черчен - оазис и город на 315-й трассе, на южной окраине пустыни Такла-Макан. Трасса обходит город по северной окраине. Город большой, современный, с широченными улицами и долгим выходом. 341 км. до Жоцяня, 600 до Хотана, 1168 до Кашгара. На автомобильных номерах буква М.

 

Цзинхэ (Jinghe) - город на 312-й трассе в 207 километрах от Инина и в 412 от Урумчи.

 

Шачэ (Shache), Ярканд - город на 315-й трассе, в 252 километрах от Кашгара и 316 от Хотана. Знаменит, как Самарканд, некогда столица одноименного ханства, поэтому есть большая мечеть и гробницы ханов. Сейчас четко делится на Старый и Новый город. В центер есть PSB. Без карты сориентироваться найти все эти древности нелегко. Карту см. в ссылках.

 

Яньци (Yanqi, он же Карашар) - город у озера Баграшкель, на 314-й трассе. 50 километров до Корла, на полпути - поворот на урумчинскую трассу(№216). Есть ж/д.

 

озеро Лобнор (Luobupo). Таинственное и загадочное место. Озеро на восточной окраине пустыни Такла-Макан. Дорог нет. Ближайшая трасса - №218 - проходит километрах в ста западнее. Ходят мифы, что это озеро посещалось Пржевальским (1876 –1877), а больше почти никем. Говорят, что оно время от времени меняет место, а по другим версиям, но уже полностью высохло. Мифы населяют окрестности озера непокорными правительству народностями и рассказывают о всяких трудностях достижения этого озера. Где-то в регионе расположен ядерный полигон, со всеми вытекающим последствиями. Никто пока не рискнул совершить 100-километровый переход через солончаки и не внес ясности в сущность этого озера.


Выходы в Киргизию:

Перевал Торугарт: Из Кашгара на запад идет дорога (областного значения), которая примерно через 40 километров приводит в село Топа(Tuopa), на въезде имеется пост. Отсюда прямо дорога идет на Эркештам, а направо - на Торугарт. За постом поворачиваем направо, делаем плавную дугу по дороге налево и видим мост и чекпойнт. Именно здесь надо получить выездной штамп! Впереди до границы еще 100 километров. Через 55 километров имеем небольшое село, до него реально добраться локалом. За селом дорога раздваивается, нам направо, дорога тут уже совсем гравийка, справа хороший ручеек. От этого места до границе чуть менее 40 километров и велика вероятность, что их придется проходить ногами. Воды мало, дров нет, жилые домики через каждые 5 километров.

 

Собственно поселок Торугарт сейчас представляет собой горы кирпича и цемента. Обитаемы два домика пограничника и еще один домик. Есть магазин(дороговат), открываемый по требованию. От КПП еще километров с 5 до собственно границы. На киргизской стороне, похоже, вообще никакой жизни.

 

Боз большой нужды пользоваться Торугартом не рекомендуется.

 

Перевал Эркештам (фото с космоса): от упомянутого выше селения Топа едем 62 километра до города Wuqia. Здесь рекомендуется протратить последние юани, закупаясь едой впрок. Далее еще 125 километров хорошего асфальта до населенного пункта Эркештам. Это высокогорное селение представляет собой скопление одноэтажных домиков и большое здание терминала. Есть несколько магазинов, едален, гэстхауз (10 юаней за койку) и даже интернет(3 юаня в час). Население в основном местные киргизы. Говорят на помеси китайского с киргизским и уйгурским. Из русского тут известна только табуированая лексика. Самый популярный вид спорта - бильярд на центральной улице.

 

Поселение находится на крутом обрыве над рекой, отсюда хороший вид на горы и ледники.

Переход частично пешеходен. Пройдя чекпойнт, идем около 2-х километров, минуем еще один чекпойнт, затем трасса ныряет вниз и упирается в киргизский шлагбаум. От этой точки до киргизского Торугарта полагается перемещаться на колесах. От пограничного села предстоит проехать еще 250 километров до Оша, таксисты возят за 1000 сомов. Дорога ужасающа.

 

С 1 по 7 мая оба перевала закрыты!


-Wei wu er - так китайцы называют Уйгурию. Соответственно, этноним "уйгур" звучит Weiwuer-ren, то есть примерно Вейуржень.


© muhranoff.ru 2002-2021
контент распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0

Страница сформирована за 0.017550945281982 сек.