На главную Страны Китай В Китае без документов
В Китае без документов
Иногда меня спрашивают  про опасности в путешествиях: «А если что-нибудь случится? Например, документы украдут?» Я на это всегда отвечал: «Что-нибудь придумаю». И вот однажды мне действительно пришлось что-нибудь придумывать. И вот как это произошло...

14 апреля 2010 года я пересекал Китай с юга на север и как раз приехал в город Сиань. На улицах города еще стаивал последний снег. В ночевалке-чжусу за 30 юаней тоже было холодно. Я пошел греться в интернет-кафе, и там-то у меня украли документы. Украли профессионально и незаметно. Был при мне планшет и исчез - растаял в воздухе, не издавая никаких звуков. В Сиани это умеют.

Итого, вводная: холодная весна, Китай, Сиань, документов нет, денег менее 100 юаней. Эта вводная мне так не понравилась, что я решил пока об этом не думать и отправился в свое чжусу спать.

Утром я принялся искать полицию. Я совершенно не представлял, где она тут находится, но случайно увидел на улице патрульную машину. «Привет, ребята, сказал я, а я к вам по делу. У меня тут украли кое-что.» Через пять минут я уже сидел в китайской ментовке. Самое удивительное то, что главный полицейский по кварталу знал русский язык. И не потому, что учился в Лумумбе, а потому, что сам в свое время проявил самостоятельность, нашел учебники и освоил.

Полиция проехалась со мной до интернет-кафе и для очистки совести заглянула под столы. Потом позвонили в иммиграционку, объяснили ситуацию и велели мне ехать туда разбираться. Вручили карту Пекина и 1 юань на автобус. На карте они тщательно обвели кружочком здание миграционки.

Здание это велико и торжественно. Полиция дала мне специальную бумажку, и я показал ее при входе, что б все поняли, куда я и зачем. Мне внятно объяснили на какой этаж идти и в какую дверь стучаться.

Наверху уже все всё знали. Спросили мою фамилию и по базе восстановили номер моего паспорта. Попросили написать заявление. А вот потом начались сложности. Дело в том, что нормальные иностранцы в чжусу за 30 юаней не живут. Они живут в люйгуанях за 80 – 100 юаней, где у них сканят паспорт. Полиция очень хотела увидеть мой скан. Но скана не было и я даже название своего отеля сообщить не мог – не было у него названия.

Это удлиннило всю процедуру. Пришлось возвращаться обратно в свой квартал и выяснять координаты ночевалки. Я пошел прямо в ментовку и спросил – как быть? Они сам не поняли, где я живу и пришлось ехать вместе с ними и показывать пальцем… И снова автобус и снова миграционка. Наконец, мне выдали справку об утрате паспорта.

Теперь это мой документ, который действителен 30 дней. Денежный перевод на него  отправить нельзя. Вписаться в отель тоже (так сказали). Но все же это документ.

Я отправился в свое чжусу, но хозяйка заявила, что по ряду причин и так далее, в общем – второй ночевки не будет, а 30 юаней она вернет. Это было даже хорошо – 30 юаней в моем новом положении – это еды на три дня… Было 17:00. Я собрал вещи и ушел ставить палатку у сианьской стены.

Теперь надо попасть в Пекин и обращаться в посольство за справкой на возвращение. Утром 16 апреля я вышел к центральному вокзалу, уехал автобусом №9 до гробницы Шихуанди, оттуда вышел на федералку и застопил фуру в Чжэньчжоу. По китайским автобанам я летел как птица и уже вечером 17-го приехал в холодный темный Пекин. Пришлось ставить палатку у Западного Вокзала. Никто не прогнал.

В Пекине

18-го числа было воскресение. Я побродил по Пекину, нашел место под палатку в Дитаньском парке, а утром 19-го пришел к нашему посольству, что живет по адресу Dongzhimen Beizhongjie, дом 4. Консульский отдел работает с 09:00 до 11:30, фактически до 12:00.

Увы, все было плохо: посольство осаждала толпа соотечественников. Китай только что отменил все рейсы на Россию и Европу из-за исландского вулкана, и у посольства возникла масса проблем. Иностранцы запрашивают визы, что б вернуться домой через Сибирь. Русские требуют самолета МЧС.

Я отстоял очередь в посольство вместе с иностранцами. Это неправильно: граждане РФ могут войти туда без очереди. Этого правила не знают даже китайцы в проходной, надо проявить настойчивость.

Оказавшись на территории консульского отдела, вы видите дверь, заходите в нее, и перед вами – ряд стеклянных окошек. Справа дверь – вам туда. Вернее, она сама откроется, когда надо будет.

За дверью меня выслушали и сообщили, что с меня требуется:

1.    4 фотографии. (Цена вопроса 30 юаней)
2.    Распечатку скана старого паспорта (3 юаня. Но оказалось лишним.)
3.    Кое-что еще.

Пункт третий означает, чтос меня нужен любой документ, удостоверяющий личность. Старый паспорт, гражданский паспорт, права какие-нибудь. У меня не было ничего. В этом случае я должен привести двух свидетелей, которые клятвенно заверят, что я – действительно я. В противном случае придется делать запрос в УФМС, а это недели ожидания. Свидетелей посоветовали искать в русском квартале. Только после этого мне выдадут бумажку, которая называется СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ВЪЕЗД (ВОЗВРАЩЕНИЕ) В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ. Или REENTRY CERTIFICATE TO THE RUSSIAN FEDERATION.

Свидетельство это бесплатно. Повторяю: бесплатно.

Итак, свидетели. Больше всего на свете русский человек не любит куда-то идти и за что-то расписываться. Я покрутился в толпе, осаждающей посольство. Нашел адекватную девушку, готовую признать во мне меня. Но консульство не принимало свидетелей по частям. Только двух сразу. Пока я искал второго, сбежала первая. Пока нашел третьего, исчез второй.

В толпе разговорился с финном, которого звали Амир Битар. Он согласен был что-нибудь подписать, но не имел нашего паспорта.

Вечером я залез в интернет (за углом от посольства, 3 юаня в час) и стал писать через коучсурфинг всем русским в Пекине. Посодействуйте, мол. Им проще – они видят мой профиль и отзывы людей. Но толку вышло немного – отозвалась одна только девушка, причем без оригинала паспорта на руках.

20 апреля… С утра я снова у посольства. Я уже знаю все о посольстве – правила, часы работы, мелкие особенности функционирования. Я консультирую русских, финнов, шведов… Вот только двух свидетелей найти себе не могу. Коуч молчит. Вечером я пошел в хостел к Битару, учил его русскому языку и китайским шахматам.

21 апреля. С утра у посольства тишина. Русские куда-то исчезли. Совсем все. Одновременно по всему Китаю в знак траура по где-то погибшим, обрубили весь интернет. К концу третьего дня я начал приходить к пониманию того, что свидетелей мне не найти. Остается ждать ответа из УФМС, блуждая по провинции с 10 юанями в кармане…

В тот вечер я шел по проспекту Дунси и неожиданно ко мне подошел человек.

-Простите, а ваша фамилия – Мухранов?

Все что угодно ожидал я услышать в этот день на улицах Пекина. Но не это.

Эти люди были русские, с паспортами, их было 7 человек, они ехали в ЮВА в формате кругосветной экспедиции. Пока искали инфу про Китай, нашли что-то мое.

В тот вечер я остался ночевать у них в отеле (администрация не стала проверять, 7 нас или 8), а с утра мы навестили консульский отдел. Шел дождь, мы были мокрые и замерзшие. Два человека заполнили свидетельский бланк, подробно расписав, когда и как меня встретили и сколько лет  меня знают. Сотрудники посольства сообщили, что справку я получу завтра, но затем должен буду получить у китайцев выездную визу. Виза будет готова 26 или 27 числа, и стоит она 160 юаней.

23 апреля. Утром я навестил до боли знакомое мне посольство и получил красивую зеленоватую бумажку.

К бумажке прилагалось рекомендательное письмо для китайской иммиграционки.Текст письма вот такой:

Посольство Российской Федерации в Китайской Народной Республике свидетельствует свое уважение отделу въезда-выезда Управления общественной безопасности города Пекина и просит оформить российскому гражданину МУХРАНОВУ АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ соответствующую китайскую визу. Взамен утерянного паспорта ему было выдано Свидетельство на возвращение в Росийскую Федерацию №2010-0053539/Пекин, действительное до 05 мая 2010 года.

Данный гражданин планирует выехать из КНР  30 апреля 2010 года.

Посольство пользуется случаем, чтобы возобновить отделу уверения в своем высоком уважении.

Пекин, 22 апреля 2010 года

Упомянутая миграционка живет тут же, за углом – хотя надо признать, расстояния между углами в Пекине немалые.

Миграционка – большое стеклянное здание. 2-й этаж, окошки, девушки в форме. Письмо прочитали, подумали, и сообщили: все сделают, когда увидят мою регистрацию в Пекине и обратный билет в Россию.

Если задуматься, то все решаемо. Билет мне могут забронировать через интернет… Деньги могут прислать через Вестерн-Юнион. Для регистрации нужен хостел… Я помчался в хостел к Битару. Туда пускают за 35 юаней, при интернет-бронировании даже за 25, но увы – в тот день все дешевые места были забиты евротуристами. Я побегал по округе и нашел некий «Лама-хостел» за 45 юаней.

Вечер прошел в интернет-переговорах.

24 апреля. Утром пошел искать офис Вестерн-Юниона. Напрасно вы думаете, что в Пекине они на каждом углу. Нет их тут. Прячутся по темным углам. Я еле-еле нашел один – не англоговорящий!. Добрая зеленоглазая девушка переслала мне из Таиланда 100 долларов (700 юаней). Полчаса возни и пачка заполненных бланков – и деньги в моих руках. Затем визит в интернет – мне забронировали самолет Пекин-Москве на 30 апреля за 10 000 рублей. Я распечатал электронный билет. Затем в хостел, купить место на 6 ночей. Это 270 юаней.

С пачкой этих бумаг я снова помчался в иммиграционку. Неожиданное препятствие: хостельная регистрация еще не попала в базу. Пришлось бежать через весь квартал до хостела и пнуть администрацию, что б разобрались с базой.

Все. Теперь только ждать.  30 утром забрать документы, вечером – улетать. Как я провел следующие 6 дней – тема отдельной истории.

30 утром все было кончено. Вот она, моя выездная виза:

Какая мораль во всей этой истории? Знайте правильный алгоритм действий. Имейте хороших знакомых в разных частях планеты. Пишите что-нибудь полезное, чтобы люди знали о вашем существовании и узнавали на улицах. Вот и вся мораль.